Атомные установки подлодок. Самая большая в мире атомная подводная лодка «Тайфун Сколько строится атомная подводная лодка


АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» — видео

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf.
АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.


Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием.
Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.


Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391- в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.
Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования.
Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились 13 ПЛА пр. 971.

Атомная подводная лодка К-480 «Барс» (зав. № 821, с 24.07.1991 г., с 13.10.1997 г. «Ак-Барс» СМП (г. Северодвинск): 22.02.1985 г.; 16.04.1988 г.; 31.12.1988 г. Входила в состав СФ и несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. 06.04.1990 г. лодка совершила глубоководное погружение на предельную глубину. В 1998 г. ее исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в пос. Гаджиево поставили на отстой.


Атомная подводная лодка К-317 «Пантера» (зав. № 822, с 10.10.1990). СМП (г.Северодвинск): 06.11.1986 г.; 21.05.1990 г.; 30.12.1990 г. Входит в состав СФ. В сентябре 1999 г. на СМП поставлена в средний ремонт.


К-401 «Волк» (зав. № 831, с 26.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 14.11.1987 г.; 11.06.1991 г.; 29.12.1991 г. Входит в состав СФ. Выполнила две автономные боевые службы. С декабря 1995 г. по февраль 1996 г. в Средиземном море лодка осуществляла дальнее противолодочное прикрытие авианосной многоцелевой группы во главе с ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

К-328 «Леопард» (зав. № 832, с 24.01.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 26.10.1988 г.;
28.06.1992г.; 15.12.1992 г. Входит в состав СФ Выполнила четыре автономные боевые службы

К-154 «Тигр» (зав. № 833, с 24.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 10.09.1989 г.; 26.06.1993 г.; 29.12.1993 г. Входит в состав СФ Выполнила две автономные боевые службы С 1998 по 2002 г. на СМП прошла поддерживающий ремонт.

К-157 «Вепрь» (зав. № 834, с 06.04.1993 г). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1990 г.; 10.12.1994 г.; 25.11.1995 г. Входит в состав СФ Выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию.

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» (зав. № 835, с 22.02.1993 г). СМП (г. Северодвинск):23.09.1991 г.; 17.09.1999 г.; 05.12.2001 г. Входит в состав СФ.


К-337 «Кугуар» (зав. № 836, с 25.01.1994 г). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1992 г.; Из-за отсутствия финансирования 22.01.1998 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-337 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-333 «Рысь» (зав. №. 837, с 07.02.1995 г). СМП (г. Северодвинск): 31.08.1993 г. Из-за отсутствия финансирования 06.10.1997 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-333 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-284 «Акула» (зав. № 501, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1983 г.; 16.06.1984 г.; 30.12.1984 г. Головной корабль пр 971 Входил в состав ТОФ. В 2001 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ на долговременное хранение.

К-263 «Дельфин» (зав. № 502, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 09.05.1985 г.; 28.05.1986 г.; 30.12.1987 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-322 «Кашалот» (зав. № 513, с 13.04.1993 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 05.09.1986 г.; 18.07.1987 г.; 30.12.1988 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-391 «Кит», «Братск» с 01.09.1997 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1988 г.; 14.04.1989 г.; 29.12.1989 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-331 «Нарвал» (зав. № 515, с 13.04.1993). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.12.1989 г.; 23.06.1990 г.; 31.12.1990 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-419 «Морж», «Кузбасс» с 29.01.1998 . ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.07.1991 г.; 18.05.1992 г.; 31.12.1992 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-295 «Дракон», «Самара» с 30.08.1999. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1993 г.; 05.08.1994 г; 28.07.1995 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.


Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа». «Чакра» (INS Chakra) с 23 января 2012 года, когда официально передана в лизинг в ВМС Индии


Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:
- надводное ……………………………………………………………….8 140
- подводное ……………………………………………………………… 10 500
Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3
Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6
Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68
Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусный
Глубина погружения, м:
- рабочая……………………………………………………………………. 480
- предельная…………………………………………………………………. 600
Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100
Экипаж, чел…………………………………………………………………….73
Энергетическая установка:
Главные механизмы.
- тип………………………………………………………………………….АЭУ
- ППУ:
— марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01
- количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР
- тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190
— ПТУ:
- тип………………………………………………………………….блочная
- количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000
- количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200
— количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШ
Резервные источники энергии и средства движения
- количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800
- аккумуляторная установка:
- тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная
- количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК
- привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300
Скорость хода наибольшая, уз:
— надводная………………………………………………………………..10
- подводная………………………………………………………………..33
Вооружение:
Ракетное:
- тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат»
— тип КРСН………………………………………………………………РК-55
- вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА
- тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ»
- количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3
- боекомплект ЗР……………………………………………………………….18
Торпедное.
— количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650
- боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР
…………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)
- количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533
— боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)
- система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда»
Радиоэлектронное:
- БИУС ………………………………………………………..«Омнибус»
- НК……………………………………………………………..«Симфония»
- КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ»
- система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ»
— ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540)

Этот раздел посвящен подводному флоту – одному из самых важных составляющих современных военно-морских сил любой страны. Подводные лодки – это корабли, которые могут наносить удары по врагу прямо из морских пучин, при этом оставаясь практически неуязвимыми для противника. Главным оружием любой подлодки является ее скрытность.

Первое боевое применение подводной лодки произошло еще в середине XIX века. Однако массовым видом оружия субмарины стали только в начале прошлого столетия. Во время Первой мировой войны немецкие подлодки превратились в грозную силу, которая произвела настоящее опустошение на морских коммуникациях союзников. Не менее эффективно действовали подводные лодки и во время следующего глобального конфликта — Второй Мировой войны.

Могущество подводного флота многократно возросло с началом атомной эры. Субмарины получили ядерные силовые установки, что превратило их в настоящих хозяев морских глубин. Атомная подводная лодка может месяцами не появляться на поверхности, развивать под водой небывалую скорость, нести на борту смертоносный арсенал.

Во времена Холодной войны субмарины превратились в подводные стартовые площадки для баллистических ракет, способные одним залпом уничтожать целые страны. Многие десятилетия в морских глубинах шло напряженное противостояние между подводными флотами США и СССР, которое не один раз приводило мир на грань глобальной ядерной катастрофы.

Подводные лодки и сегодня являются одним из наиболее перспективных видов вооружения военно-морского флота. Разработки новых судов ведутся во всех ведущих мировых державах. Российская конструкторская школа подводного кораблестроения считается одной из лучших в мире. Данный раздел расскажет вам много примечательного про подводные лодки России, а также о перспективных разработках отечественных корабелов.

Не менее интересными являются и зарубежные работы в этой области. Мы расскажем вам про подводные лодки мира, которые эксплуатируются в настоящее время и о самых знаменитых подводных кораблях прошлого. Не меньший интерес представляют и основные тенденции развития субмарин, и перспективные проекты подлодок разных стран.

Современная боевая субмарина – это настоящий шедевр конструкторской мысли, который по своей сложности мало чем уступает космическому кораблю.

Подводные лодки, стоящие в наши дни на вооружении сильнейших флотов мира, могут не только уничтожать военные или транспортные корабли противника, они также способны наносить удары по военным или административным центрам противника, расположенным в сотнях километров от морского берега.

Для поражения целей они могут использовать не только баллистические ракеты с ядерной боевой частью, но и крылатые ракеты с обычным взрывчатым веществом. Современные подводные лодки способны вести разведку, устанавливать мины, высаживать на вражеский берег диверсионные группы.

Субмарины последних поколений очень тяжело обнаружить, их шумность обычно меньше фонового шума океана. Ядерный реактор позволяет современным подлодкам не всплывать на поверхность длительное время и развивать под водой значительную скорость. В будущем, как ожидается, боевые подводные корабли будут становиться практически необитаемыми, функции экипажа все чаще будет выполнять автоматика, контролируемая сложными вычислительными системами.


Одной из самых важных составных частей современного флота являются подводные лодки. Они могут скрытно наносить удары, топить военные и торговые суда и уходить от противника незамеченными. Размещение ядерной силовой установки на подводных кораблях, позволила резко увеличить их автономность, скорость хода, дальность плавания и установить более мощное вооружение.

Сегодня Россия обладает вторым в мире, по количеству, флотом атомных подводных лодок (АПЛ). Всего в боевом составе флота числится порядка 45-49 АПЛ (разночтения связаны с долгим нахождением на модернизации, в резерве и нерешенностью судьбы многих лодок). Далеко не все из них в строю, многие из них находятся в ремонте, переоборудовании и на различных испытаниях.

49 АПЛ это действительно огромное число, учитывая стоимость строительства такой лодки,а особенно её содержание. К примеру у США в боевом составе флота числится порядка 70 АПЛ, у Франции - 10, у Великобритании также 10 (какой забавный паритет поддерживают французы с англичанами).

Чтобы разобраться с тем насколько эффективен и какую мощь таит в себе атомный подводный флот России, познакомимся с его составом.

АПЛ подразделяются на 3 основных типа + еще один тип - спец. АПЛ.

Самыми смертоносными и важными с точки зрения ядерного сдерживания противника является тип АПЛ - атомные стратегические ракетоносцы.

АПЛ проекта 941 "Акула" - самые большие в мире АПЛ водоизмещением 48 000 тонн!(здесь и далее указывается подводное водоизмещение). Разработка проекта начата в 1972 г.

Основное вооружение Акулы 20 баллистических ракет Р-39. Это смертоносные ракеты несущие по 10 ядерных боеприпасов (один залп Акулы составляет 200 таких боеприпасов). Вы будете смеятся, но водоизмещение этого монстра советского ВПК, приближается к водоизмещению авианосца "Адмирал Кузнецов" (полное - 59 100 тонн).
В строю находится одна подлодка данного проекта - Дмитрий Донской, но используется для испытаний новой ракеты "Булава", т.е. боевой ценности не представляет. Еще две лодки проекта находятся в резерве по причине отсутствия боекомплекта.


К этому же типу относятся АПЛ проекта 667БДРМ "Дельфин" водоизмещением - 18 200 тонн. Разработка проекта начата в 1975 г.

Основным вооружением АПЛ являются 16 баллистических ракет Р-29РМ или Р-29РМУ2. В строю находится 6-7 АПЛ.

К этому же типу относятся АПЛ проекта 667БДР "Кальмар" водоизмещением 13 050 тонн. Разработка проекта началась в 1972 г.

Основным вооружением АПЛ являются баллистические ракеты Р-29Р. В строю находится 3-4 АПЛ. Один из крейсеров переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок.

Самым современным представителем данного типа являются АПЛ проекта 955 "Борей" водоизмещением 24 000 тонн. Первая лодка проекта "Юрий Долгорукий" была спущена на воду в 2008 г.

Планируется вооружить лодки проекта баллистическими 16 - 20 ракетами "Булава". На испытаниях находится один корабль серии, один спущен на воду и 2 находится в постройке. Всего планируется серия из 10 кораблей проекта.

Следующим типом АПЛ являются многоцелевые лодки . Предназначены для уничтожения кораблей и подводных лодок противника.

АПЛ проекта 945 "Барракуда" водоизмещением 9 600 тонн. Разработка проекта начата в 1972 г.

Основным вооружением АПЛ являются торпеды и ракето-торпеды. В строю находится одна АПЛ данного проекта, одна лодка в резерве.


К этому же типу относятся АПЛ проекта 945А "Кондор". Данные лодки являются развитием проекта "Барракуда", основное вооружение торпеды, ракето-торпеды и крылатые ракеты С-10 "Гранат". В строю находится 2 АПЛ проекта.

Следующим представителем являются АПЛ проекта 671 РТМ(К) "Щука" водоизмещением 7 250 тонн. Лодки данного типа вступили в строй в конце 70-х - начале 90-х годов. Основным вооружением являются торпеды, торпедо-торпеды и крылатые ракеты С-10 "Гранат". В строю находится 4 АПЛ проекта.

Следующим (вы еще не устали?) представителем являются АПЛ проекта 971 "Щука-Б" водоизмещением 12 770 тонн. Разработка проекта началась в 1976 г.

Основным вооружением являются торпеды, ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 "Гранат". В строю находится 12 АПЛ проекта.

Надеждой на светлое будущее российских многоцелевых АПЛ является проект 885 "Ясень" . АПЛ водоизмещением 13 800 тонн. Первая лодка проекта "Северодвинск" спущена на воду в 2010 г.

Основным вооружением АПЛ будут являться торпеды, 8*4 ракеты П-800 "Оникс", крылатые ракеты "Калибр" и крылатые ракеты Х-101 . Одна АПЛ проекта находится на испытаниях, одна в постройке. Всего планируется серия из 10 АПЛ проекта.

Еще одним типом АПЛ являются подводные лодки атомные с ракетами крылатыми (ПЛАРК), представителями данного типа являются, несущие страх американским АУГ, лодки проекта 949А "Антей" . Лодки проекта были построены в 80-х годах.

Основным вооружением АПЛ являются 24 крылатые ракеты П-700 "Гранит" предназначенные для уничтожения авианосных ударных групп противника. Всего в строю 8 АПЛ проекта.

Также в состав флота входит порядка 9 АПЛ предназначенных для выполнения различных специальных задач . Их облик, вооружение и предназначение засекречено. Часть из них переоборудована в носители сверхмалых подводных лодок, часть в глубоководные станции.


Соединенные Штаты Америки содержат на вооружении 5 различных проектов АПЛ.

3 АПЛ типа "Сифульф" - многоцелевые лодки несущие ракеты Гарпун и Томагавк
42 АПЛ типа "Лос*Анджелес" - многоцелевые лодки несущие ракеты Гарпун и Томагавк
7 АПЛ типа "Вирджиния" - многоцелевые АПЛ вооруженные ракетами Томагавк
14 АПЛ типа "Огайо" - стратегические АПЛ вооруженные ракетыми Трайдент-2
4 АПЛ типа "Огайо" - многоцелевые АПЛ вооруженные ракетами Томагавк


на фото АПЛ типа "Огайо"

На службе Великобритании состоит два типа АПЛ:

6АПЛ типа "Трафальгар" многоцелевых лодок, вооруженных ракетами Гарпун и Томагавк.
4 АПЛ типа "Вэнгард" вооруженные баллистическими ракетами "Трайдент-2"


на фото АПЛ типа "Вэнгард"

На службе Франции состоят также АПЛ двух типов:

4 АПЛ типа "Триумфатор" вооруженных баллистическими ракетами М45
6 АПЛ типа "Рюби" многоцелевые лодки, вооруженные крылатыми ракетами "Exocet"

Сразу бросается в глаза что у стран с сопоставимым объемом ВВП Великобритании (2.172 трлн $) и Франции (2.216 трлн $) на вооружении состоит всего два типа АПЛ (объем ВВП России - 1,884 трлн $) и самих лодок в пять раз меньше (по 10 вместо 49) . У России же настолько огромное количество разнотипных судов, что это усложняет их модернизацию и существенно повышает расходы на их содержание (все запчасти несерийные, экипажи невозможно пересадить на другой тип АПЛ без переобучения).

Очевидно что проекты АПЛ 941 "Акула", 667 БДР "Кальмар", 667БДРМ "Дельфин", 671РТМ(К) "Щука", 971 "Щука-Б", 945 "Барракуда" 945А "Кондор", уже морально и физически устарели , российский бюджет несет огромные затраты на их содержание и обслуживание, а их вклад в ударную мощь флота стремится к нулю.

В связи с этим АПЛ проекта Ясень необходимо запускать в серию , именно на их мощь и скрытность флот сможет опираться при проведении операций по военному блокированию враждебных стран с моря.

Ввод в состав флота АПЛ проекта «Борей», выглядит спорным и недальновидным решением . АПЛ проект «Борей» вооружены баллистическими ракетами Р-30«Булава», которые спроектированы на базе ракет «Тополь-М» (унификация компонентов на 80%).
Минусов подобного решения как минимум два:

1. Ракеты «Булава» по характеристике забрасываемого веса (1 150 кг.) существенно уступают советским ракетам Р-39 (2 550 кг.) и американским ракетам Trident II (2 800 кг.)

2. Вооружение Бореев, ничем не превосходит наземные комплексы Тополь-М (на фото), каждый из которых, однако вооружен одной ракетой. Очевидно, что обнаружить и уничтожить одну АПЛ, несущую 20 ракет, в районах патрулирования гораздо проще, чем обнаружить и уничтожить 20 комплексов «Тополь-М», рассредоточившихся по тайге.




Замечу, что порты базирования российских АПЛ хорошо известны и контролируются американскими АПЛ в режиме постоянного дежурства. Доступа же, для постоянного контроля русской тайги Штаты не имеют. Еще можно отметить, что опытные офицеры-ракетчики маскируют передвижные комплексы таким образом, что с воздуха или космоса их невозможно обнаружить (правда, в ходе учений в 42-ой Тагильской ракетной дивизии, при проведении фотосъемки с вертолета МИ-8, часть пусковых комплексов была обнаружена).

Таким образом, в случае если вероятный противник решит нанести массированный превентивный удар, большую часть мобильных пусковых установок ракет «Тополь-М» уничтожить не удастся. Противнику придется отказаться от идеи нанесения превентивного удара.

А вот обнаружить и уничтожить одну АПЛ, вооруженную 20 баллистическими ракетами, задача выполнимая. Это доказывает гибель АПЛ «Курск» произошедшая 12 августа 2000 г.



Данное отверстие очень похоже на место попадания торпеды. По крайней мере в официальной версии расследования не даётся объяснения его происхождению.

Вполне вероятно что АПЛ "Курск" была торпедирована американской АПЛ "Мемфис"

Из этих соображений и фактов необходимо сделать вывод о неэффективности использования АПЛ проекта «Борей» в качестве составляющей ядерной триады России. Свою задачу по ядерному сдерживанию данные АПЛ не выполнят.

На данный момент наиболее близки к приему в состав флота две АПЛ этого типа (Юрий Долгорукий и Александр Невский). Еще две находятся на стапелях. Необходимо прекратить сборку неготовых лодок, готовые конструкции использовать для сборки АПЛ других проектов. Юрия Долгорукого и Александра Невского необходимо переоборудовать в многоцелевые АПЛ и вооружить крылатыми ракетами или же сдать в аренду Индии, и переоборудовать их под требования заказчика.

АПЛ-носители сверхмалых подводных лодок необходимо сохранить в составе флота, их использование значительно расширит возможности по проникновению в хорошо защищенные порты, с целью уничтожения военных и торговых судов противника.

Эксплуатация АПЛ - глубоководных станций выглядит сомнительно с точки зрения обороны Российской Федерации. Их цели и возможности не известны (я подозреваю что они используются для строительства секретного города на дне океана, как подводная база для сохранения российской государственности, в случае ядерного конфликта).

Благодаря этим решениям:

1. Вывод из состава флота АПЛ всех проектов кроме 949А "Антей";
2. Постройка серии АПЛ проекта 885 "Ясень" десять и более кораблей;
3. Вывод из состава флота или переоборудование АПЛ проекта 955 "Борей";
4. Сохранение и развитие АПЛ-носителей сверхмалых подводных лодок;
5. Вывод из состава флота АПЛ-глубоководных станций.

мощь и возможности российского флота значительно повысятся, при существенных сокращениях расходов.

С введением в строй флота из 10 и более АПЛ проекта Ясень, Россия сможет диктовать свои условия партнерам в случае возникновения кризисных ситуаций, т.к. сможет эффективно осуществлять военно-морскую блокаду государств и районов добычи жизненно важных ресурсов.

В 1944 году руководитель «Манхэттенского проекта» (американской атомной программы) генерал Лесли Гроувз создал небольшую рабочую группу для исследования возможностей «неразрушительного применения» ядерной энергии.

Тем самым была начата работа по созданию атомных силовых установок для кораблей. В силу независимости атомной силовой установки от атмосферного воздуха приоритетной областью ее применения стал подводный флот. Использование таких установок на субмаринах позволяло радикально повысить автономность и скрытность — ведь теперь подлодке не надо было всплывать для подзарядки аккумуляторов.

Теоретические исследования показали практическую осуществимость постройки ядерной корабельной силовой установки. Их результаты представили конгрессу в специальном докладе в 1951 году, после чего законодатели выделили необходимые средства. Это позволило флоту подписать контракты с фирмами «Электрик Боут», «Вестингауз Электрик» и «Комбастинг Инжиниринг» на разработку проекта субмарины и атомного реактора к ней. Для последнего выбрали схему с охлаждением водой под давлением (PWR) — как показал дальнейший опыт, наиболее безопасную и простую в эксплуатации. Наземный прототип реактора получил обозначение S1W, а образец, предназначенный для установки на субмарину, — S2W. Буква «S» означала, что реактор предназначен для подводной лодки (реакторы для авианосцев обозначаются буквой «А», а для крейсеров — «С»), a «W» указывала на фирму-разработчика «Вестингауз».

Проектирование и постройка подлодки велись очень быстро. Уже 14 июня 1952 года на верфи «Электрик Боут» в Гротоне (штат Коннектикут) в присутствии президента США Гарри Трумэна состоялась закладка первой атомной субмарины, а 21 января 1954 года лодку спустили на воду. Крестной матерью корабля стала Мэми Эйзенхауэр — жена президента США Дуайта Эйзенхауэра. Лодка, получившая название «Наутилус» и бортовой номер SSN-571, была официально принята в состав флота 30 января 1954 года. Но еще три месяца она оставалась у причала верфи, поскольку ряд важных работ не был завершен. 30 декабря состоялся пуск реактора. 17 января 1955 года «Наутилус» наконец отошел от причала. Командир субмарины коммандер Юджин П. Уилкинсон передал исторический сигнал: «Иду под ядерным двигателем».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Для своего времени «Наутилус» имел значительные размеры: по проекту его подводное водоизмещение достигало 3,5 тыс. т, а длина составляла 98,7 м. Он превосходил новейшие американские дизель-электрические подлодки типа «Тэнг» по водоизмещению на 50 %, а по длине на 15,2 м. Очертания корпуса «Наутилуса» базировались на немецком проекте XXI (времен Второй мировой войны). Большой диаметр корпуса (8,5 м) позволил организовать на большей части длины корпуса три палубы и создать достаточно комфортные условия для экипажа, состоявшего из 12 офицеров и 90 старшин и матросов. Офицеры размещались в каютах (правда, только командир — в одноместной). Каждый из рядового состава имел персональную койку (на дизель-электрических подлодках, как правило, число коек было меньшим, чем численность экипажа, — с учетом того, что часть личного состава постоянно находилась на вахте). Офицерская кают-компания могла одновременно поместить всех офицеров. В кают-компании рядового состава могли одновременно принимать пищу 36 человек, а в качестве кинозала она вмещала до 50 человек. Вооружение «Наутилуса» состояло из шести носовых торпедных аппаратов с боекомплектом 26 торпед. Первоначальным проектом было предусмотрено вооружить лодку крылатыми ракетами «Регулус» (со стартом из надводного положения), но ввиду значительного увеличения массы биологической защиты реактора от этого пришлось отказаться. Основными средствами освещения обстановки были две гидроакустические станции — пассивная AN/BQR-4A (с большой цилиндрической антенной в носовой части лодки) и активная AN/SQS-4.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

На «Наутилусе» применили однореакторную двухвальную главную энергетическую установку. Корпус реактора S2W весил около 35 т, имел форму цилиндра со сферической крышкой и полусферическим днищем. Высота его составляла 3 м, диаметр 2,7 м. Корпус реактора крепили в вертикальном положении на основание цистерны водяной защиты, которая в свою очередь крепилась на фундаменте в трюме реакторного отсека. Вместе с водяной и композитной защитой высота реактора составляла около 6 м, а диаметр 4,6 м. Активная зона реактора цилиндрической формы диаметром около 1 м. Общий вес загрузки реактора — около 100 кг. Пар, вырабатываемый в результате охлаждения реактора, питал две паровые турбины. Для аварийных случаев и прибережного маневрирования на субмарине имелись два дизель-генератора.

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

Первые же испытания атомной субмарины «Наутилус» дали ошеломляющие результаты: лодка в подводном положении преодолела дистанцию между базами подводного флота Нью-Лондон и Сан-Хуан за 90 часов.

За это время «Наутилус» прошел 1381 морскую милю (2559 км) со средней скоростью 15,3 узла. Дизель-электрические субмарины в то время были способны преодолеть под водой от силы 200 миль со скоростью 4-5 узлов.

В последующих рейсах «Наутилус» демонстрировал среднюю путевую скорость, близкую к максимальной — показатель, о котором ранее подводники могли только мечтать. Субмарина оказалась способной обогнать противолодочные торпеды, состоящие в то время на вооружении ВМС США! Отличной оказалась и маневренность подлодки.

Однако испытания показали и существенные недостатки лодки, прежде всего — высокий уровень шумов. Главной его причиной стала отнюдь не силовая установка, а вибрация конструкции корабля, вызванная возмущениями обтекания воды за ограждением рубки. В случае превышения частоты этих колебаний 180 в минуту возникала реальная угроза серьезных повреждений конструкции лодки. Высокая шумность существенно снижала боевую ценность «Наутилуса»: при скорости свыше 4 узлов эффективность сонаров становилась нулевой — лодка попросту «глушила» их собственным шумом. Если же скорость превышала 15 узлов, находящейся в центральном посту смене приходилось кричать, чтобы услышать друг друга. Позже субмарину подвергли модификациям, несколько снявшим остроту проблемы шумности. Но в течение всей своей 35-летней службы «Наутилус» оставался по сути опытовым кораблем, а не боевой единицей,

К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Исключительные возможности ядерной силовой установки позволили реализовать амбициозную задачу — достичь Северного полюса в подводном положении. Однако первая попытка, предпринятая в августе 1957 года, оказалась неудачной. Зайдя под паковые льды, «Наутилус» попытался всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, но напоролся на дрейфующую льдину, серьезно повредив единственный перископ. Лодке пришлось возвратиться. Год спустя была предпринята вторая попытка, оказавшаяся успешной — 3 августа 1958 года «Наутилус» проплыл под Северным полюсом. Событие это произошло во время трансарктического рейса субмарины из Перл-Харбора (Гавайи) в Лондон, подтвердившего возможность маневра атомных подводных лодок между Тихим и Атлантическим океанами через Арктику. Поскольку обычные средства навигации в приполярных акваториях малопригодны, «Наутилус» оборудовали инерциальной навигационной системой «Норт Американ» N6A-1 — корабельным вариантом системы, применявшейся на межконтинентальных крылатых ракетах «Навахо». Весь рейс подо льдом занял четверо суток (96 часов), в течение которых лодка преодолела 1590 миль, всплыв на поверхность северо-восточнее Гренландии.

«Наутилус» стал первой субмариной, достигшей Северного полюса в подводном положении. Первой же лодкой, всплывшей на Северном полюсе, стала другая американская АПЛ — «Скейт». После возвращения из рейса «Наутилус» посетил Нью-Йорк. И если на Северном полюсе после него побывали многие подлодки, то вот в Нью-Йоркский порт больше ни одна атомная субмарина не заходила.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СЛУЖБА

Большую часть активной службы «Наутилус» провел в составе 10-й эскадры подлодок, базировавшейся в Нью-Лондоне. Подлодка участвовала в обеспечении боевой подготовки Атлантического флота США и военно-морских сил союзников по НАТО. Участие в маневрах в условиях, приближенных к боевым, порой приводило к весьма опасным инцидентам. Наиболее опасный из них имел место 10 ноября 1966 года, когда «Наутилус», маневрируя на перископной глубине, столкнулся с противолодочным авианосцем «Эссекс» (CVS-9). Авианосец получил пробоину, но остался на плаву. Субмарина же серьезно повредила рубку, но хода не лишилась и смогла добраться до базы. За время службы на «Наутилусе» трижды перезаряжали активную зону реактора: в 1957-м, 1959-ми 1967 годах. В общей сложности лодка прошла более 490 тыс. миль. Интенсивность ее эксплуатации в начальный период службы была гораздо выше. Если за первые два года субмарина преодолела 62,5 тыс. миль (из них более 36 тыс. — в подводном положении), а за последующие два — более 91 тыс., то с 1959 до 1967 года (восемь лет) она про шла 174,5 тыс. миль, а за 12 лет с 1967 до 1979-го — 162,3 тысячи. 3 марта 1980 года «Наутилус» был выведен из боевого состава. Предполагалось его утилизировать, но вскоре решили сохранить первую американскую атомную субмарину в качестве музея. После соответствующей подготовки и вырезки из корпуса реакторного отсека «Наутилус» 11 апреля 1986 года открыли для посетителей. Лодка, имеющая статус национального памятника техники, находится в Гротоне.

Возможно вам будет интересно:



"Ленинский комсомол", первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). В этом посте будет много фотографий сегодняшнего состояния подводной лодки, может кто увидит и вспомнит что она ещё жива, но вряд ли это повлияет на её судьбу. Eверен она будет скоро утилизирована, так как внимание к ней только с стороны завода, на котором она стоит и никому не интересно её восстановление в роли музея.



Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Реакторы запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.

Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Главный конструктор первой атомной подводной лодки СССР “К-3” Владимир Николаевич Перегудов.Главный конструктор подводной лодки К-3

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом. Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Ряд офицеров подвергся пересадке костного мозга, многие члены экипажа впоследствии умерли раньше времени. При этом из-за секретности в историях болезни указывались ложные диагнозы, что многим сломало карьеру.

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибли 39 человек. Однако, лодка самостоятельно вернулась в базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились.

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Левитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей. В КБ "Малахит" разработан проект переоборудования в плавучий музей. На данный момент подводная лодка находится уже много лет на стапеле судоремонтного предприятия "Нерпа" в ожидании своей участи. По последним данным, никакого переоборудования в музей не будет. Денег уже не найдут, и думаю, вопрос с музеем скоро закроют, корабль не вечен, корпусу скоро будет уже 55 лет.

На следующей неделе я расскажу вам о одном ветеране Севмаша, участнике строительства подводной лодки К-3.

Поделиться