Опыты с детьми дышат ли растения. Опыты по биологии в домашних условиях. Опыт «Для чего нужны корни?»

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Учить наблюдать, делать выводы;

Развивать логическое мышление, речь, кругозор;

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью;

Знакомить с различными свойствами растений.

Ход занятия

Ребята, в последнее время мы с вами проделали много опытов с растениями и узнали о них много нового. Давайте сейчас поговорим об этом, вспомним, для чего мы делали опыты, что хотели узнать? Для чего мы поставили луковицы в баночки? Кто хочет рассказать об этом?

Мы взяли две одинаковые баночки, налили в них воды поровну и отметили красной чертой сколько воды налили. Взяли две одинаковые луковицы. В одну баночку поставили лук с корнями, а в другую – без корней.

Что мы хотели узнать?

Мы хотели узнать, какая луковица выпьет больше воды.

Почему в первой баночки воды стало меньше, чем во второй? Куда она делась?

Так значит для чего растению нужны корни? (Правильно, по корням в растение поступает вода.)

Могут ли растения жить без воды? А могут ли люди жить без воды?

Но нам с вами легче. Если мы захотим пить, мы можем напиться сами или попросить напоить нас. А могут ли растения попросить попить? Как же можно узнать хочет ли растение пить или нет, и нужно его поить или не нужно? (По листьям. Листья становятся вялыми, мягкими, опускаются.)

А если растению воды достаточно, что происходит с его листочками? (Листья упругие, жесткие, не опущенные.)

Выберите растение, которое нуждается в поливе. (Комус.)

Подумайте, почему я вам всегда говорю, что поливать нужно осторожно, чтобы не размыть землю? Что находится у растения в земле? (Корень.) Так же осторожно надо рыхлить землю. Есть растения, которые любят обильную поливку, а есть такие, которые нуждаются в умеренном поливе. Поэтому надо знать особенности растений. Если растения поливать слишком много, заливать его, то корень у него может загнить и тогда растение заболеет и погибнет. Если мы будем пить слишком много воды, у нас тоже может разболеться живот.

Сейчас мы с вами говорим о комнатных растениях, за ними ухаживает человек. А кто поит лесные, полевые цветы, травы? Или они совсем не пьют? (Дождь, роса.)

А сейчас давайте посмотрим как растет наш овес. Вспомним, куда мы сеяли семена овса (В землю и в песок.) Какой был овес в земле и в песке в прошлый раз? Посмотрите зарисовки на карточках (Одинаковые всходы.)

Одинаковый ли овес сейчас? Что же произошло? Почему этот овес вырос слабенький и тоненький? Чего ему не хватило? (Питания.) Да, у этого овса была плохая, бедная почва – песок. В песке нет питания и растения не могут долго и хорошо расти. А в земле есть питательные вещества и растения быстро и хорошо растут в ней.

Догадайтесь, как растения достают питание из земли. (При помощи корней.) Правильно, питание находится в земле и его можно достать только при помощи корней, потому что они находятся в земле. Когда растения долго растут в одной и той же земле они забирают оттуда все питание. Поэтому нужно или поменять землю или добавить в нее питание. Питание для растений называется удобрение. (Показать.)

Как вы думаете, как нужно подкармливать растение? Куда нужно насыпать удобрение? Можно ли им посыпать листья? Почему нельзя?

Если мы посыпем сухое удобрение на землю, сможет ли растение его достать? Почему вы так думаете?

Как сделать так, чтобы удобрение попало к корням растения? (Лучше всего растворить его как сахар и полить им землю.)

А сейчас давайте вспомним, какие вы были маленькие, когда пришли в ясли. Ваши первые воспитатели говорят, что многих из вас даже на руках носили. А смогут они вас поднять сейчас? Почему? Что с вами произошло? (Выросли.) Растения тоже растут. Вспомните, как мы с вами посадили маленький черенок традесканции. Посмотрите, какой большой, красивый цветок вырос из этого черенка.

Ребята, все, что растет – это живая природа.

А вот скажите мне, столы, стулья – это природа? Почему? Что бы вы отнесли к живой природе? Назовите. А речка, ручеек, облака это природа?

Ребята, природа бывает живая и неживая. Все, что растет, питается. Дышит, размножается и двигается – это все живая природа. А могут ли растения двигаться? Как вы думаете? Растения прикреплены к одному месту корнем. Но листочки, стебли, цветы и сам корень в земле двигаются. Только они двигаются очень медленно, поэтому мы не замечаем их движения. Посмотрите вот на это растение. У него все листочки были повернуты к свету, к солнцу. Мы с вами отметили ту сторону, в которую были повернуты листочки и перевернули горшок в другую сторону. Все листочки опять повернулись к свету.

Вспомните, как раскрылся сам бутон амарилиса. А кто ездил на дачу наверняка видел как ползут стебли огурцов или вьюнов по ниточкам. Сегодня на занятии мы с вами еще раз убедились, что растения как и люди и животные – живые. Еще мы говорили о комнатных растениях, комнатных цветах. А какие еще бывают цветы? Как называют одним словом цветы, которые растут в саду? А в поле? А в лесу?

А сейчас послушайте небольшой рассказ о детях, которые однажды поехали в лес на экскурсию.

Дети поехали в лес. Автобус остановился около красивой поляны. Красота была неописуемая. Каких цветов здесь только не было: и колокольчики, и лютики, и гвоздички, и васильки, и ромашки. Дети сразу бросились рвать цветы. Они набрали целые охапки цветов. Ярко светило солнце, было жарко и все цветы у детей завяли. Им надоело их носить в руках и они их выбросили. Когда они садились обратно в автобус, поляна уже не была такой красивой. На ней не было ни одного цветочка, все они лежали кучей около автобуса, увядшие и безжизненные.

Подумайте, что можно сказать про этих детей? Какие чувства вы испытали? Как нужно было себя вести на поляне?

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Берестов.

В природе мы всегда должны чувствовать себя гостями. Когда вы идете в лес, вы должны хорошо знать как нужно вести себя там. Какие правила поведения в лесу вы знаете? О них мы с вами уже говорили. Давайте их вспомним:

Не ломать ветки и деревья, не качаться на них;

Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь растения занесенную в «Красную книгу» (Ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинка и др.);

Не разжигать костры, беречь лес от пожара;

Не кричать, не шуметь в лесу;

Не разорять муравейники и птичьи гнезда;

Не оставлять мусор в лесу.

А сейчас, когда мы повторили правила поведения в лесу, я хочу пригласить вас на праздник цветов. Закройте на минуту глаза и представьте, что мы с вами в лесу. Уже зазеленела травка, расцвели цветы и запели птицы. Представили? (Читает стихотворение Погореловского «Здравствуй лес!».) Откройте глаза, присядьте на полянку, мы познакомимся с некоторыми цветами и послушаем, что они нам расскажут о себе.

Чтение стихов о цветах.

Ребята, вы заметили, что поэты, которые посвятили свои стихи цветам, говорили о них нежно, ласково, с любовью. Как о живых. И чувствуется, что все они очень любят природу и бережно относятся к ней.

А в старину люди собирались вот на таких полянках, где-нибудь на опушке леса, любовались пробуждением природы от зимнего сна и водили хороводы. Давайте и мы с вами выучим один из хороводов.

Хоровод «Земелюшка – чернозем».

Природу воспевают не только поэты, но и писатели, художники, музыканты. Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал удивительно красивую музыку. Называется она «Вальс цветов». Давайте послушаем ее и посмотрим как танцуют цветы.

«Танец цветов»

Чтение ребенком стихотворения «Подснежники».

Дорогие гости, нам бы хотелось подарить вам хорошее весеннее настроение. Но рвать цветы мы, конечно же, не будем. Пусть живут, цветут, радуют своей красотой всех людей. Ребята, я хочу предложить вам нарисовать свои любимые цветы и подарить рисунки нашим гостям, чтобы они еще долго любовались ими.

Из интернет источника: www/dohme. Ru

Опыт с ветками .

Цель: выявить потребности растения в тепле.

В зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят за раму, затем наблюдают за распусканием почек.

Опыт со светом и луковицами репчатого лука.

Цель: выявить потребность растения в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.

Последовательность наблюдения: до наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: 2 в темноте, одну на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, пригласить детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: жёлтые и искривлённые листья у тех луковиц, которые проросли в темноте.

Второе наблюдение проводят, когда луковица с жёлтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится следующее наблюдение, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представление о значении благоприятных условий.

Опыт со светом и с проращиванием картофеля.

Цель: выявить потребность растения – клубня картофеля в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.

Последовательность наблюдения: для наблюдения берётся два клубня картофеля. Один клубень на неделю помещают в темноту, другой кладут на освещённый подоконник. Через неделю дети могут наблюдать оба клубня и обсуждать какие изменения произошли с ними, Картофель, который лежал на свету пустил ростки, а картофель, который лежал в темноте остался таким же без видимых изменений. На следующем этапе наблюдения дети кладут тот же клубень на освещённый подоконник и тот же клубень помещают в темноту. Ещё через неделю мы видим, что картофель, который лежал на свету продолжил свой рост: ростки стали зеленее и появились листики. А картофель, который лежал в темноте не пустил ростки и стал в объёме меньше – произошло усыхание.

Опыт с водой и комнатными растениями

Цель: выявить потребность растения в воде, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.

Последовательность наблюдения: отобрать комнатные растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растения. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями. Дети вместе с воспитателем рассматривают растения, сравнивают, выявляют различия в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостаёт воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе).

Опыт с почвой.

Цель: выяснить, в какой из чашек овёс будет расти лучше: в чашке с землёй или в чашке с песком.

Последовательность наблюдения: дети раза два в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают обе чашки с овсом. Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы на обеих чашках. Во время наблюдения детям задаются следующие вопросы: «В какую почву посадили овёс?», «Что этим хотели узнать?», «Одинаково ли мы ухаживали за овсом?», «Одинаково ли хорошо пророс овёс?»

Следующее наблюдение проводится, когда обнаружится чёткая разница в состоянии овса в разных чашках.

Опыт с проращиванием моркови.

Цель: выяснить, в каком горшке морковь будет расти лучше: в горшке с землёй или в горшке с песком.

Наблюдение проводится также как с овсом.

Опыт с размножением картофеля .

Цель: показать детям на примере картофеля, как можно размножать растения.

Последовательность наблюдения : выбрать 1 крупный клубень картофеля, рассмотреть его «глазки»: именно в этих глазках появляются молодые ростки. Затем разрезать клубень на 4 части (на 3 части), чтобы на каждом кусочке картофеля были «глазки». После оставить опытные кусочки картофеля на подоконнике на солнечном свете. Когда появятся первые признаки ростков, можно будет закапать картофель на грядке и в дальнейшем наблюдать за ростом растений.

Опыт с размножением комнатного растения.

Цель: показать детям на примере традесканции, как можно размножат растения.

Последовательность наблюдения: на первом этапе рассмотреть с детьми сам комнатный цветок традесканцию: форму, окрас листьев, длину стеблей. На втором этапе рассказать, что этот цветок можно размножить и каким образом. Выбрать 3 старые, самые длинные стебли цветка, отрезать их под корень (цветок не должен цвести). Затем отрезать его концы с молодыми листьями и поставить в стакан с водой. Дать постоять отросткам в стакане несколько дней до тех пор, пока не появятся корни. Затем уже ростки с корнями необходимо посадить в горшок с влажной землёй. Накрыть горшок стеклянной посудой и наблюдать в дальнейшем как растение принимается, увлажнять периодически почву.

Опыт проращивания фасоли.

Цель : расширить представления детей о росте растений.

Последовательность наблюдения: выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его на лоток с влажной марлей (ватой) – это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток, делают зарисовку, записывают дату. На втором этапе - дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают. Наблюдают за появлением первого листа у растения, зарисовывают, отмечают дату. В дальнейшем наблюдают за ростом растения.

Опыт с семенами нескольких овощей.

Цель : расширить представления детей о росте растений

Последовательность наблюдения: на лоток, поделённый на несколько ячеек, раскладывается влажная марля (вата). Затем выкладываются подготовленные семена кукурузы, подсолнечника, фасоли, гороха, кабачка, арбуза (одного семени достаточно). Дети наблюдают за всхожестью семян, фиксируют дату, зарисовывают. Затем поочерёдно пересаживают растения в горшки с питательной почвой. И в дальнейшем наблюдают за ростом растений.

Опыт с семенами сельдерея.

Цель : показать детям, как необходимо правильно подготавливать семена и сеять на рассаду.

Последовательность наблюдения: взять семена сельдерея (трудно всходящие), разделить на две группы. Первую группу семян посеять в ёмкость с питательной, влажной почвой и поставить на подоконник, на свет. Другую группу семян предварительно замочить на 2 часа в растворе марганцовки, тем самым подготавливаем семена к посадке и обеззараживаем. Только потом высеиваем в питательную, влажную почву, накрывает полиэтиленовой плёнкой, и ставим на подоконник, на свет. В течение некоторого времени дети наблюдают за всхожестью семян, фиксируют в календаре наблюдений дату и рисуют.

Опыт с семенами овощей: перца и помидор.

Цель : выяснить, что всхожесть семян зависит и от посаженной культуры.

Последовательность наблюдения: дети вместе с воспитателем высеивают по всем правилам семена помидор в одну ёмкость, семена перца сладкого в другую ёмкость. И наблюдают, какая культура быстрее взойдёт. Отмечают в календаре наблюдений. Делают вывод, что семена разных культур всходят каждое в своё время (помидоры через 7 дней, перец через 10 дней).

Опыт с пересадкой бархатцев в комнатные условия.

Цель : обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.

Последовательность наблюдения: куст бархатцев пересадить в комнатный горшок с почвой, поставить на освещённый подоконник. Дети наблюдают за растением, за его состоянием, поливают, а также сравнивают с бархатцами, которые ещё растут на клумбе. Делают выводы, как сезонные изменения в погоде влияют на растения, что в комнатных условиях можно продлить жизнь растению, что для этого необходимо тепло.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ

Опыты в детском саду с растениями

Опыт (наблюдение) №1

«Рост растения в разных условиях»

Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.

Оборудование: два одинаковых растения (гелевый наполнитель, земля, две стеклянных ёмкости.

Содержание опыта: одно растение посажено в почву (образец №1, а другое в гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2) .

Дата заложения опыта: 6.02.2016

Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, а у растения (образец №2, листья повяли, а через 10 дней (образец №2 погиб)

Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в гелиевом наполнителе, так как в земле больше питательных веществ, а в гелиевом наполнителе они закончились через неделю.

Опыт (наблюдение) №2

«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»

ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло)

МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, вода

ХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.

На начало опыта (наблюдения)

Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.

Вывод: растение без воды жить не может.

Опыт (наблюдение) №3

«НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»

ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.

ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.

Через семь дней, листья у растения побелели.

Вывод: растение без света жить не может.

Опыт (наблюдение) №4

«МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ? »

ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через семь дней листок пожелтел.

Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.

МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

ПРОЦЕСС:

Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.

Поставить растение на 3-4 часа на солнце.

Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.

ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.

ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.

РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.

ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

Оставить растения на неделю.

Сравнить затем их цвет.

Поменять растения местами.

Оставить растения также на неделю.

Сравнить опять растения.

ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ?

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА : Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

МАТЕРИАЛЫ: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.

ПРОЦЕСС:

Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).

Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.

Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.

Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.

Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.

Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.

ИТОГИ: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.

ПОЧЕМУ? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого

ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

МАТЕРИАЛЫ: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.

ПРОЦЕСС:

Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).

Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.

Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни

Поместить растение в емкость с водой на решётку.

Закрыть плотно крышкой.

Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).

Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.

ИТОГИ: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.

ПОЧЕМУ? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.

РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, лейка с водой.

ПРОЦЕСС:

Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.

Два бальзамина поставить на солнышко

Одно растение полить, а другое нет.

Понаблюдать за растениями и сделать вывод.

Полить это растение и понаблюдать еще неделю.

ИТОГИ: Цветок,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.

Опыт (наблюдение) №5

«Что потом? ».

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.

Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. Вмесяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.

ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

ПРОЦЕСС:

Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).

Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).

Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).

Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород

Проверить зажженной лучиной.

ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.

ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.

ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.

МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.

ПРОЦЕСС:

Поставить цветок с горшком набок на подставку

В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев

ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху.

ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

МАТЕРИАЛЫ:

Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.

ПРОЦЕСС:

Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.

Дети сажают черенки традесканции в разную почву.

Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.

Делают вывод.

Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель

ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.

ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.

Литература:

1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-М.:1995

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты

В процессе формирования экологического сознания детей использую программу Н.А.Рыжовой «Наш дом — природа», учитываю рекомендации, применяю различные методические средства.

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания.

Так, проводя опытно – исследовательскую деятельность на примере комнатных растений, дети узнавали, как растения дышат, почему необходимо протирать пыль не только с внешней части листа, но и с внутренней.

Опыт помог узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Мы брали цветок в горшке и намазывали толстым слоем вазелина нижнюю поверхность 1 листочка. Также намазывали толстым слоем вазелина верхнюю поверхность другого листочка. Наблюдали за листочками.

Через три дня листок, на котором вазелин нанесен снизу, начал вянуть, тогда, как другой не пострадал.

Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист.

Чтобы показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделали опыт. Взяли тарелочку с подкрашенной водой, опустили туда гигроскопический материал – марлю. Наблюдали, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Объяснила детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.

Сразу же перешли к опыту непосредственно с комнатным растением: Веточку бальзамина (с зелеными листьями), поместили в емкость с подкрашенной водой (использовала марганец) и наблюдали, как листочки постепенно начинали краснеть.

Тем самым делая вывод, что растение пьет воду корнем, и через корень влага поступает к остальным частям цветка.

Опытно – исследовательская деятельность помогает определить, что необходимо растению для жизни.

С детьми взяли два одинаковых цветка герани; один поставили на солнечную сторону окна, другой в тень. Через день заметили, что у герани, которая стояла на солнце, листочки стали засыхать. Это говорит о том, что этот цветок больше любит тень. Сравнили с цветком, который стоял в тени – у него листья выглядели здоровыми и свежими. Чтобы растение не погибло, срочно перенесли его в тень и обильно полили. Аналогичный опыт проделали с цветами жароустойчивыми – кактусами.

14. Здесь, напротив, цветок, который стоял на солнечной стороне, чувствовал себя очень хорошо, а кактус, который стоял в тени, причем его обильно поливали, начал вянуть.

С детьми сделали вывод, что прежде чем ухаживать за растениями, необходимо узнать родину его происхождения, т.к. неправильный уход может привести к гибели цветка.

В нашей группе много фиалок – белые, розовые, сиреневые. Но есть, которые еще не цвели. И мы решили узнать, что же нужно, чтобы наши цветочки зацвели. Снова взяли два одинаковых цветка, и начали ухаживать. Только за одним – просто поливали и удаляли пыль, а за другим — вели более тщательный уход: следили, что бы на растение не попадало прямых солнечных лучей, рыхлили землю, удаляли засохшие листочки, организовывали правильный полив. И уже через неделю мы заметили первые цветы.

Теперь мы тщательно следим за нашими комнатными растениями, создаем им благоприятные условия, а они радуют нас своими красивыми яркими цветами.

Спасибо за внимание.

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»,

г. Урюпинск Волгоградской области, Россия

Ботаника. Цикл статей “Удивительные опыты с растениями”

Газета “Биология”, №8-9, 2000 г.

Искусственное прекращение жизни растения до формирования отделительного слоя лежит в основе приготовления зимних букетов. Чтобы сохранить осенние ветки с красиво окрашенными листьями, осторожно прогладьте листья и черешки горячим утюгом через бумагу. Если отделительный слой еще полностью не сформирован, проглаженные листья будут долго держаться на ветках.

Тот же принцип лежит в основе метода объемного засушивания цветков в горячем песке. Помимо температурного воздействия для приготовления объемных букетов можно применить другие приемы.

Для опыта нужны цветущие побеги роз, астр, хризантем и других растений с плотными мелкоцветными соцветиями, ящик (сосуд), который можно плотно закрыть, ложечка для сжигания серы.

Свежесрезанные побеги свяжите попарно и подвесьте «головками» вниз в плотно закрывающемся ящике. Удобно проводить опыт в пустом аквариуме или под стеклянным колпаком. В ящик внесите горящую серу. Сернистый газ обладает раздражающим действием, поэтому при выполнении опыта необходимо соблюдать правила техники безопасности: опыт проводить в хорошо проветриваемом помещении, под тягой или вне помещения. После того как ящик заполнится сернистым газом, закройте его крышкой. Через несколько часов под действием SO2 обесцвечиваются антоцианы цветков (они становятся белыми), затем погибают клетки. Извлеките побеги из ящика (растения с травянистыми стеблями выдерживайте меньше, с одревесневшими – дольше) и развесьте для проветривания и сушки в хорошо вентилируемом, затененном месте. По мере улетучивания сернистого газа восстанавливается окраска цветков. Так как ткани лепестка погибли в результате обработки, далее при высушивании цветков отделительный слой уже не образуется и лепестки не опадают. Для лучшего сохранения формы высохшего соцветия его можно периодически переворачивать.

К концу высушивания цветки уменьшаются в объеме, но сохраняют цвет и форму.

61. Влияние листовой пластинки на длительность жизни черешка

Установлено, что листовая пластинка играет важную роль в формировании отделительного слоя в черешке.

Для опыта нужен горшок с комнатным растением (пеларгония зональная), ауксиновая паста.

Выберите на растении несколько (по 4–6) молодых и старых листьев, причем лучше использовать верхние и нижние листья одного побега.

На выбранном побеге (чем он длиннее, тем больше разница в возрасте между верхними и нижними листьями) удалите у половины листьев листовые пластинки, оставив на стебле черешки. Делайте это так, чтобы по всей длине побега обрезанные листья чередовались с неповрежденными.

Через 2–3 недели станут заметны результаты опыта. Оставшиеся без листовой пластинки черешки постепенно начинают желтеть и опадать. Причем не все одновременно, а последовательно, в соответствии с возрастом: сначала старые, затем более молодые. Отметьте дату опадения каждого черешка, занесите данные в таблицу. У контрольных листьев никаких видимых изменений не происходит. Они продолжают оставаться зелеными, прочно удерживаются на стебле.

Таким образом, результаты опыта показывают, что вещества, поступающие в черешок из листовой пластинки, регулируют срок образования в нем отделительного слоя.

Казалось бы, черешки должны жить и без листовой пластинки. Клетки черешков содержат хлоропласты, в которых идет процесс фотосинтеза, образуются органические вещества в количестве, достаточном для их питания. Однако взаимодействие листа и черешка более сложное. Результаты описанного ранее опыта «Искусственный листопад» показывают, что скорость формирования отделительного слоя у основания черешков регулируется количеством этилена в них. Продолжительность жизни черешка без листовой пластинки значительно короче, следовательно, в изолированном черешке ускоряется синтез этилена и формирование отделительного слоя.

Важную роль в торможении синтеза этилена в отделительной ткани черешка играет ауксин, который синтезируется в делящихся клетках листьев и поступает в черешки. Стареющие листья вырабатывают меньше ауксина, что приводит к изменению количественного соотношения ауксина и этилена в пользу последнего. Поэтому черешки старых листьев опадают быстрее.

Чтобы убедиться в роли листовой пластинки как источника ауксина, несколько видоизмените опыт. На новом побеге удалите у части листьев, чередуя листовые пластинки. Срезы половины черешков смажьте ауксиновой пастой (методика ее приготовления описана в опыте № 31). Наблюдения показывают, что обработанные черешки опадают позже. Ауксина черешкам хватает и без листовой пластинки.

Задание . Летом и осенью изучите влияние удаления листовой пластинки на опадение черешков у листопадных деревьев и кустарников.

62. Получение растительного волокна

Упавшие на влажную землю осенние листья, как и отмершие стебли однолетних растений, постепенно чернеют под действием ферментов, выделяемых почвенными бактериями и грибами. Происходит разрушение тканей и клеток органов. Распад идет в определенной последовательности: сначала разрушается межклеточное вещество, которое соединяет соседние клетки, затем оболочки и протоплазма. Клетки сосудов и механических волокон, входящих в состав жилок листьев, более устойчивы благодаря толстым клеточным оболочкам. Поэтому поздней осенью и ранней весной, как только сойдет снег, в лужицах на лесных дорогах, в парках можно найти черные листья, у которых мягкие ткани перегнили и остался только кружевной «скелет».

«Скелет» листа

Неодновременность разложения микроорганизмами клеток паренхимы и жилок издавна использовалась человеком для получения из растений волокон и изготовления тканей.

Растительные волокна – это длинные клетки с очень толстой клеточной оболочкой, образующие механическую ткань растения. Волокна входят в состав проводящих пучков стеблей, корней, листьев прядильных растений. Так, из стеблей льна получают очень тонкое и прочное волокно. В стеблях конопли посевной волокно более толстое, ломкое, поэтому оно используется для изготовления веревок, канатов, парусины. Еще более грубое, но прочное волокно дают стебли джута длиннолистного, выращиваемого в Индии. Оно используется для изготовления мешковины.

Древнейшим прядильным растением была крапива двудомная. Из ее волокон делали прочные нитки для изготовления чулок, полотна. Хорошо известна сказка о девушке, которая, чтобы спасти братьев от злых чар, должна была в короткий срок сплести рубашки из крапивы.

Хлопковое волокно (составляет более 50% мирового производства волокна) – длинные и прочные волоски, окутывающие семена хлопчатника.

Волокно можно получить из некоторых растений с длинными листьями, имеющими дуговое и параллельное жилкование. Например, из листьев банана волокнистого получают манильскую пеньку, которая идет на изготовление веревок, мешковины. Из листьев агавы американской – волокно «сизаль», используемое на веревки, шпагат, ковбойские лассо. На острове Шри Ланка их делают из волокна листьев сансевьер, а в Южной Америке – из листьев алоэ.

Крапиву для прядильных целей заготавливают, как и лен, в конце августа–сентябре, когда созрели семена, стебли приобрели желтый или темный цвет.

Срезанные стебли подсушите в течение нескольких дней, чтобы было легче удалить листья, свяжите в пучки и погрузите в речную или прудовую воду. В ней всегда имеются микроорганизмы, разлагающие органические вещества (от 10 до 400 тыс. бактериальных клеток в 1 мл воды). Можно использовать и водопроводную воду, но перед этим она должна отстояться несколько дней для удаления остатков дезинфицирующих веществ.

Постепенно под действием ферментов, вырабатываемых водными микроорганизмами, происходит разложение межклеточного вещества. Спустя 1–2 недели волокна уже легко отделяются от остальных клеток стебля.

Описанный способ получения волокна из стеблей крапивы – вариант так называемой водяной мочки стеблей прядильных растений. При этом мацерация (разъединение клеток в результате разрушения межклеточных пластинок) осуществляется анаэробными бактериями. Главная роль принадлежит бактериям Clostridium pectinoforum . Название означает, что бактерии способны к расщеплению пектиновых веществ – основного компонента межклеточного вещества. Образующиеся растворимые углеводы расходуются бактериями на процессы брожения и роста.

Познакомимся поближе с этими бактериями.

В мертвых перегнивающих тканях растений находится огромное количество разнообразных бактерий. Чтобы выделить нужную группу, надо поставить опыт так, чтобы в питательной среде мог развиваться только один, интересующий исследователя вид бактерий.

Для опыта приготовьте снопик крапивы высотой 5–6 см, составленный из нескольких стебельков, пробирку, микроскоп, предметное и покровное стекла, раствор Люголя.

Перевяжите снопик нитками в двух местах, поместите в большую пробирку, залейте полностью водой и прокипятите в течение 10 мин. Смысл этого этапа работы в удалении из клеток растворимых веществ, которые могут быть использованы для питания посторонними бактериями. Воду слейте, а снопик залейте новой порцией воды и прокипятите еще раз в течение 10 мин. При кипячении из воды удаляется кислород.

Пробирку закройте ватным тампоном и поставьте на 6–7 дней в теплое место (25–30 °С).

На поверхности стеблей крапивы, льна и других растений всегда имеются споры пектинразрушающих бактерий. Они образуются при наступлении неблагоприятных условий. При кипячении споры не погибают, и в питательной среде уже через несколько часов из них вырастают жизнеспособные, активно делящиеся клетки. Постепенно в пробирке начинается процесс брожения пектиновых веществ, в результате которого образуются масляная кислота (имеет характерный запах прогорклого масла), углекислый газ и водород. От выделяющихся газов жидкость пенится. Полностью брожение заканчивается через 1,5–2 недели.

Для изучения морфологии бактерий через 3–5 дней достаньте снопик из пробирки и отожмите каплю жидкости на предметное стекло. Добавьте каплю раствора Люголя, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом при большом увеличении. На препарате видны крупные палочковидные клетки, окрашенные йодом в синий цвет.

Проведя эти наблюдения, вы убедитесь, что разложение растительных остатков происходит при активном участии микроорганизмов.

Мацерация тканей под действием ферментов, выделяемых микроорганизмами, – процесс достаточно длительный. В лабораторных условиях ее можно провести быстрее, используя искусственные способы разрушения пектиновых веществ межклеточных пластинок. Примените их для получения волокон из листьев комнатных растений: сансевьеры трехполосной, агавы американской, алоэ древовидного, куркулиго наклоненного.

Самый простой способ – механический. Н.Верзилин в книге «Путешествие с домашними растениями» приводит описание древнейшего метода получения волокна из листьев сансевьеры: «Сансевьера растет в диком виде на острове Цейлон (современное название Шри-Ланка), но возделывается с древних пор в Индии как волокнистое растение. Индусы добывают волокна вручную. Положив лист сансевьеры на доску, прижимают ее ногой, а руками сдирают часть листа до волокна».

Частичное разрушение пектиновых веществ происходит при кипячении листьев в воде. Из обработанных таким образом листьев волокна легко выделить вручную или вычесать гребнем.

Мацерация пройдет быстрее, если лист или часть его осторожно прокипятить в течение 5 мин в 1%-ной НСl. После этого тщательно промойте лист водой и, подложив ткань, выбейте мякоть осторожными ударами жесткой щетки либо вычешите гребнем с редкими зубьями.

Волокна, полученные из листьев и стеблей, имеют сероватый цвет, из них можно сплести веревочку, изготовить полотно.

Задание . Соберите осенью стебли льна, конопли, выделите волокна, сравните их длину и эластичность.

Осенние краски

Внезапно в зелень вкрался красный лист.

Как будто сердце леса обнажилось...

Д.Самойлов

Непременный признак осени – изменение цвета листвы, которое совпадает с началом формирования отделительного слоя. У каждого вида растений своя, характерная окраска листвы. У ольхи и робинии осенняя окраска выражена слабо. Листья липы – желто-зеленого цвета, тополей и берез – желтого. В красные тона окрашены листья дуба красного, ирги канадской, груши обыкновенной, бересклета европейского.

Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов.

Изменение окраски листьев всегда начинается с прекращения синтеза хлорофилла. Имеющийся в хлоропластах хлорофилл постепенно разрушается: у одних видов – полностью (листья дуба), у других – частично (слива).

В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды. Каротиноиды маскируются хлорофиллом, поэтому в зеленых листьях не заметны. В отличие от хлорофиллов каротиноиды более устойчивы, осенью распад их идет гораздо медленнее, а у некоторых видов их количество даже возрастает. В конечном итоге цвет листа будет зависеть от того, способен ли данный вид к синтезу в листьях антоцианов.

У деревьев и кустарников, не образующих в листьях антоцианы, в результате осеннего распада хлорофилла становятся заметными каротиноиды, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-зеленого цветов.

63. Влияние условий освещения на пожелтение листьев

Различные факторы внешней среды (освещенность растений, температура воздуха, водоснабжение) оказывают влияние на окраску листьев. Например, в зависимости от погодных условий цвет листьев клена меняется от желтого до пурпурно-красного.

Для опыта нужны листья нижних ярусов настурции большой, которые уже закончили рост, но еще не имеют внешних признаков старения, стакан, лист черной бумаги.

Половину листовой пластинки закройте с двух сторон черной бумагой. Лист поместите в стакан с водой и поставьте в хорошо освещенное место. Спустя 4–5 дней снимите бумагу, сравните цвет половинок листа. Хорошо заметны различия в окраске: освещенная часть зеленая, а затемненная – желтая. Результаты опыта свидетельствуют, что снижение интенсивности и продолжительности освещения листьев ускоряет распад молекул хлорофилла в хлоропластах.

У разных видов растений скорость распада хлорофилла различна. Это проявляется в неодновременности развития осенней окраски. Например, у шелковицы белой разрушение хлорофилла происходит медленно, в течение 60 дней, а у магнолии быстрее – за 35 дней.

Задание . Сравните устойчивость хлорофилла в листьях различных видов растений, в молодых и старых листьях.

64. Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла

Стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист любого светолюбивого растения опустите в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой.

Для этого закрепите лист в прорези укрывающей стакан плотной бумаги или пропитанной парафином марли. Стакан поставьте в темное место.

Через 3–5 дней станут заметны различия в окраске листа: находившаяся в воде часть сохранит зеленый цвет, другая – пожелтее.

Уменьшение скорости распада хлорофилла в той части листа, которая находилась в воде, свидетельствует, что в разрушении хлорофилла важную роль играет процесс дыхания. Содержание кислорода в воде намного ниже, чем в воздухе.

Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла

65. Искусственная осень

Многие виды растений одновременно с распадом хлорофилла синтезируют и накапливают в вакуолях клеток красный пигмент антоциан. У таких растений цвет листьев будет определяться сочетанием желто-оранжевых каротиноидов, красных антоцианов и остаточных количеств хлорофилла.

Ярко-красная окраска листьев бывает, однако, далеко не каждую осень у тех видов, для которых она характерна. Необходимы определенные условия: ясная солнечная погода, достаточно высокие дневные температуры, прохладные ночи.

В ясные солнечные дни в листьях еще довольно интенсивно идет процесс фотосинтеза, накапливаются углеводы, но отток органических веществ из листа затруднен как пониженными ночными температурами, так и началом формирования отделительного слоя. В листе накапливается некоторый избыток сахаров, которые и способствуют синтезу антоцианов.

Для опыта нужны растущие в естественных условиях растения, синтезирующие антоцианы в листьях: виноград девичий пятилисточковый, дерен красный, клен остролистный, груша и др.

В конце июля–начале августа на побеге растения сделайте поперечный надрез примерно на 2/3 древесины.

Спустя 2–3 недели сравните цвет листьев на надрезанном и неповрежденном побегах.

Листья, расположенные на побеге выше надреза, приобретут ярко-красную окраску, тогда как на остальном растении они сохранят зеленый цвет (рис. 44). Причина преждевременного усиления синтеза антоцианов – в избыточном накоплении сахаров в листьях, расположенных выше надреза.

Искусственная осень

Задание . Перерезав центральную жилку, изучите зависимость между накоплением углеводов и синтезом антоцианов на стареющих, но еще сохранивших зеленый цвет листьях дуба красного, груши обыкновенной, винограда девичьего.

Условия освещения влияют на накопление сахаров и, в свою очередь, на синтез антоцианов, образующихся не только в листьях, но и в созревающих плодах некоторых видов растений. Проверьте эту зависимость на плодах яблонь.

66. Надписи и рисунки на плодах

Для опыта нужны красноокрашенные яблоки, темный чехол с вырезанным рисунком или темная изолента.

Опыт проводите в саду в июле–августе, когда рост плодов уже заканчивается, но цвет еще остается зеленым. В этот период клетки плода приобретают способность к синтезу ферментов, необходимых для образования антоцианов из сахаров.

Наденьте на яблоко чехол. Можно прикрепить к плоду фигурку из темной бумаги или изоленты.

Чехол остается на плодах до того времени, пока не покраснеют остальные плоды на дереве. Снимите чехол, убедитесь, что антоцианы образовались только в тех местах, на которые падал свет. Затененные места приобрели бледно-желтый цвет.

Поделиться