День солидарности классный час. Классный час на тему "день солидарности борьбы с терроризмом". В заложники лучше не попадать

  • Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма;
  • Вызвать отрицание терроризма как явления;
  • Учить выявлять причины появления данного явления;
  • Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности;
  • Научить пользовать памяткой по безопасности.
  • Научить осознавать важность извлечения уроков истории для собственного и национального будущего.

Оборудование:

  • доска меловая, доска интерактивная (или другое мультимедийное оборудование)
  • презентация к классному часу
  • бутылки с водой, цветы, свеча, табличка “Беслан” (создающие эффект памятника)
  • листочки на столах учащихся, записанные слова на доске “террор”, “терроризм”, “террорист”.

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

1. Учитель-помощник или хорошо подготовленная ученица:

Меня зовут Маша Урманова. Я родилась в 1995г.

После линейки на нас напали террористы и взяли в заложники. Боевики были одеты в черное, их лица скрыты масками.

Бандиты согнали захваченных в заложники детей, родителей и преподавателей в спортивный зал школы. На террористах были надеты пояса шахидов, они вооружены гранатометами и стрелковым оружием.

2. Классный руководитель: 1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу N1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа.

Школу захватили 17 террористов, среди которых мужчины и женщины, снабженные поясами смертников.

Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.

3 сентября 13:31 Террористы подорвали ранее установленные в захваченной школе взрывные устройства в момент эвакуации тел погибших сотрудниками МЧС, сообщили в оперативном штабе. Произошло обрушение крыши школы. Боевики ведут беспорядочную стрельбу по людям и зданиям.

Террористы начали расстреливать школьников еще до начала силовой операции. Об этом заявил один из бывших заложников.

Освобожденная заложница рассказала, что первый взрыв в школе произошел из-за оторвавшегося скотча. Взрывные устройства были прикреплены скотчем к стенам спортзала. На одном из них скотч не выдержал, бомба оторвалась, упала на землю и взорвалась, затем последовала целая серия взрывов и атака спецназа.
В школе Беслана находился 1181 заложник. Об этом сообщил представитель министерства народного образования Северной Осетии.

Маша Урманова числится среди 323 погибших.

Дневник девочки-заложницы:
Тринадцатилетняя бесланская школьница Кристина Дзагоева провела в захваченной террористами школе 52 часа. Вместе с ней в заложниках оказались ее мама Людмила и младшая сестренка.

(Дневник напоминает дневник другой девочки – Тани Савичевой, ленинградской блокадницы)

2. Тематическая часть.

1. Просмотр видеоролика Михаила Михайлова “Беслан”.

Приложение 1 (за видеороликом обращайтесь, пожалуйста, к автору).

Классный руководитель: Давайте зажжем свечу и посмотрим видеоролик, посвященный памяти погибших в той ужасной трагедии.

Объявление темы классного часа (после просмотра):

Сегодня, 3 сентября, в российском календаре обозначен как день солидарности в борьбе с терроризмом.

Русский народ никогда не забудет, какая ужасная трагедия случилась в Северной Осетии, а именно в Беслане 1 сентября 2004 года. Теперь в российском календаре стало на одну чёрную дату больше. Но эта дата будет одной из самых чёрных потому, что в этот праздничный день погибли дети в священном месте – в школе. Невинные дети, которые самое дорогое, что есть в этом страшном Мире. Они погибли от позорных пуль в спину полулюдей-полуволков. Но им надо помнить, что и на них всегда найдётся управа, и Россия уже не раз и успешно защищала свою Родину от чужих подонков, положивших глаз на Славную Землю и Великий народ.

Мы помним… – такова тема нашего классного часа.

4. Классный руководитель зачитывает высказывания детей из интернета, которые обращаются к жителям города Беслан: [от Кристины]

    Проходят дни, месяцы, годы.. но эту трагедию не забыть нам никогда. И сегодня я вспоминаю о тех страшных днях 2004 года, и сжимается сердце..

    Мы помним, будьте с нами.
    г. Волгоград, Россия

    Год спустя... 31.08.2005

    Сегодня 31 августа – завтра мне идти в школу – на линейку. Как все это будет выглядеть, я не знаю... кажется радость – 1 сентября, но в мыслях я вспоминаю Беслан, и не хочется приходить. Я не умею радоваться, даже через год после трагедии, этих детей я не знала никогда, да и главное ли это, знаю, что только не забуду Беслан... Знаю, не забуду: тяжело сказать, но я говорю. И пусть я путаюсь в словах, не выдать, все то, что на душе. И есть люди к счастью, которые поймут меня, и также никогда не забудут. 29 Августа ходила на Мамаев Курган, в храме "Всех святых" батюшка благословлял детей на новый учебный год. В какой раз вспомнился Беслан, так и те дети, пусть даже некоторые были в храме год назад, так и их батюшка благословлял, почему же так вышло... впрочем теперь уже поздно, остались горе и слезы...

    Памяти всех погибших в Беслане,
    За упокой душ погибших
    За здравие уцелевших

    Навсегда с Вами, Ученица 9-го класса г.Волгоград, Россия

5. Демонстрация иконы Вифлеемских мучеников и комментарии классного руководителя:

Страшная трагедия в г.Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.

Написанная в Санкт-Петербурге икона Вифлеемских мучеников доставлена в Северную Осетию представителями духовенства и осетинской диаспоры Санкт-Петербурга.

3. Словарная работа.

6. Классный руководитель: Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии. На листочках, которые лежат перед вами, напишите, какие ассоциации вызывают у вас слова “террор”, “терроризм”, “террорист”(слова заранее написаны на доске).

Обсуждение написанного.

7. Демонстрация значения слов из толкового и этимологического словарей.

4. Памяти тех, кто стоял на защите.

Классный руководитель: участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни.

По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.

8. Отрывок видеоролика про спецназовцев (видеоролик “Трагедия в Беслане”)

И мы отдаем дань уважения и почтения их мужеству и самопожертвованию.

5. Работа по охране жизни и здоровья.

  • А как мы с вами можем защитить себя и близких от возможного террора? Что в наших силах? Что мы должны знать?
  • Работа с памятками по безопасности
  • У вас на столах лежат памятки (дома вклеить в дневники).

    6. История и статистика.

    11. Последние несколько лет нашей стране много пришлось пережить и в том числе нападки террористов.

    Давайте вспомним статистику терактов за последние 13 лет.

    «День солидарности в борьбе с терроризмом»

    Цель: сформировать у обучающихся представление о терроризме.

    Задачи: акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана).

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер или интерактивная доска.

    Ход классного часа:

    1. Вступительная беседа.

    3 сентября. Среди всех сентябрьских праздников – это трагическая дата. 3 сентября – одна из памятных дат в России, которая носит название День солидарности в борьбе с терроризмом.

    Эта дата связана с трагическими событиями в городе Беслане 1-3 сентября 2004 года, где в результате террористического акта в школе террористы трое суток удерживали людей, половина которых погибли.

    Сегодня на классном часе вы узнаете, что такое терроризм, кто такие террористы, подробнее узнаете о трагедии в школе Беслана, познакомитесь с правилами поведения в таких ситуациях.

    Тема классного часа «терроризм – угроза обществу».

    2. Знакомство со словом «терроризм», «террористы».

    а) введение понятий .

    Слово "террор" в переводе с латыни означает "ужас".

    Террористы - это жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас, вселить в нас страх.

    В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, вы знаете, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей. Большой город может встретить нас недружелюбно: угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице.

    Особую угрозу нам могут причинить террористы, ведь они злые и хитрые люди, хотя внешне они могут выглядеть вполне обычно. Выделить их из толпы очень непросто. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Они способны организовывать взрывы и убийства. Террористам не важно, против кого они совершают свои преступления. Им все равно, кого убивать - детей, взрослых, стариков. Себя преступниками они не считают.

    . Но террористов не нужно бояться. С ними борются специальные подразделения, правительства всех государств. Против терроризма сегодня - весь мир, люди всех национальностей, стран и континентов.

    На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? Кто же нас сможет защитить?

    б) кто нас защищает.

    Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий.

    Задача разведчиков - определить, готовится ли какое-либо злодеяние или нет, и от кого исходит опасность.

    Пограничники не пустят террористов в нашу страну, милиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду.

    Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда. Но чтобы эта команда выполняла слаженную работу и действовала как один механизм, создана специальная организация - Национальный антитеррористический комитет (НАК), которой подчиняются все те, кто борется с общим злом - терроризмом.

    У людей, работающих в Национальном Антитеррористическом Комитете, мало свободного времени и практически нет выходных. Они выбрали эту нелегкую профессию для того, чтобы мы могли жить спокойной, привычной для нас жизнью: ходить в школу, на работу, встречаться с друзьями, путешествовать…

    Но, если террористам все же удается осуществить свои грязные замыслы, например, захватить в заложники детей в школе или взорвать жилой дом - НАК становится единой командой, где каждый знает, что именно ему надо делать в экстренной ситуации и как помочь людям, попавшим в беду.

    3. Трагедия в Беслане.

    Как я уже сказала, дата 3 сентября связана с трагедией в городе Беслане. Беслан – это название города в Республике Северная Осетия, в котором 1 сентября 2004 года произошла страшная трагедия, унёсшая жизни сотен детей и взрослых. Узнаем, что же там произошло?

    Во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября террористы ворвались на территорию школы №1. В сего на линейке присутствовали 895 учеников и 59 работников школы, а сколько было родителей , пришедших проводить детей в школу, неизвестно .

    1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки, проходившей во дворе, захватила в качестве заложников 1128 человек - детей и их родителей, - загнав их в спортзал школы. При этом один мужчина, пытавшийся оказать сопротивление, был немедленно застрелен террористами.

    Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, террористы приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство - в основном старшеклассники и взрослые - смогли просто разбежаться. Тех, кто не смог это сделать - учеников младших классов и их родителей и часть учителей - бандиты загнали в спортзал.

    В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы более тысячи человек – детей, их родителей и сотрудников школы. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов.

    Итогом террористической акции стали более 350 погибших – дети, местные жители, сотрудники ФСБ РФ. Остальные заложники, помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Убит 31 террорист, один был задержан и впоследствии приговорён к пожизненному заключению.

    Здание школы после операции освобождения, и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, оказалось практически полностью разрушенным.

    Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».

    В память о погибших детях в Беслане Михаилом Михайловым была написана эта песня.

    Послушайте её внимательно и скажите, какие слова повторяются чаще всего? (просмотр видеофрагмента)

    Мама ах хочется пить, мама ах хочется жить.

    4. Правила « Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора»

    Правила «Если ты оказался в заложниках».

    Но если же случится такая ситуация, знай – ты не один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно - террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.

      Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.

      Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи.

      Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения - это невозможно.

      Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих.

    5. Итог.

    Террористов не нужно бояться, ведь наш страх делает их только сильнее! Но необходимо будь внимательным и бдительным! Беречь свое здоровье и здоровье ваших близких! Помните, жизнь – одна, и её, как компьютерную игру, заново не начнёшь!

    Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.

    Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

    О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.

    Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

    По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

    Меньше двигайтесь.

    Помните, что для вашего освобождения делается всё необходимое и возможное

    Памятка 1. Как не стать жертвой теракта?

    Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.

    Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

    О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.

    Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

    По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

    Памятка 2. Как вести себя в заложниках?

    Помнить главное – цель остаться в живых.

    Как можно быстрее взять себя в руки, всеми силами подавить в себе панику и постараться успокоиться. Подготовиться к моральным, физическим и эмоциональным испытаниям.

    Ни в коем случае не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

    Переносить лишения, оскорбления и унижения без вызова и возражений.

    Экономьте и поддерживайте силы.

    Не совершайте любых действий, спрашивайте разрешения.

    Меньше двигайтесь.

    Помните, что для вашего освобождения делается всё необходимое и возможное.

    Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение.

    Вольтер

    Задачи

    1. Способствовать пониманию значения данного дня в календаре памятных дат России.

    2. Формировать потребность быть причастным к событиям, происходящим в стране и мире, быть небезразличным к тому, что происходит вокруг.

    3. Воспитывать патриотизм и толерантность, умения понимать происходящие события и адекватно их оценивать.

    Форма проведения: дискуссионный клуб.

    Подготовительная работа

    1. Подобрать материалы по теме.

    2. Подготовить словарь темы.

    Ход информационного часа

    I. Основная часть

    Выходят ведущие.

    Ведущий 1. Давайте обратимся к фактам.

    Ведущий 2 . Волгодонск и Буденновск.

    Ведущий 1 . Москва: улица Гурьянова, Пушкинская площадь, Каширское шоссе, метро «Рижская» и «Автозаводская», аэродром Тушино, гостиница «Националь», Дубровка.

    Ведущий 2 . Буйнакск и Беслан.

    Ведущий 1 . Кисловодск и Минеральные Воды на Ставрополье.

    Ведущий 2 . Эти города находятся в разных местах на карте нашей Родины, но связывает их понятие «террор, терроризм».

    Ведущий 1 . Террор в нашем понимании - это боль и смерть, жертвы и преступники.

    Ведущий 2. Террористы - это те люди, хотя трудно назвать их людьми, кто террор считает смыслом своей жизни.

    Выходят ученик и ученица.

    Ученик. Краткая справка. Террор - от латинского слова «страх» - применение силы или угроза ее применения в политических целях. Террор является одной из форм политических репрессий и одним из методов политической борьбы.

    Ученица (показывает на карте). Жертвами террора стали американцы и англичане, испанцы и африканцы, русские и осетины, арабы и израильтяне.

    Ученик . Террористы - люди без национальности. Их оружие - геноцид.

    Ученица . Краткая справка. Геноцид - от греческого «род, племя» и латинского «убиваю» - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную группу

    Классный руководитель . В ходе кровавых террористических актов, которые мы только что перечислили, погибли люди - юноши и девушки, дети и старики, матери и отцы, сестры и братья. Они стали жертвами тех, кто с помощью насилия и убийств хочет доказать, что на земле невозможны мир, равенство народов и терпимость друг к другу. В память о жертвах террора я объявляю минуту молчания.

    Ученик и ученица зажигают две свечи, стоящие на столе.

    Ученик. Краткая справка. Толерантность, или терпимость, - это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

    Ученица . День солидарности в борьбе с терроризмом, который отмечается 3 сентября, приурочен к трагическим событиям, произошедшим 1-3 сентября 2004 г. в городе Беслане.

    Ученик . В эти дни боевики захватили одну из городских школ. В результате теракта в школе № 1 города Беслана погибли более 300 человек, среди них более 180 детей.

    Ведущий 1 . Вот свидетельство ребенка, мальчика трех лет. Его зовут Глеб. Его слова записали психологи, приехавшие в Беслан после трагедии со всей России, чтобы помогать людям выйти из состояния шока.

    Ученик (читает). «Я с бабулей гулял... Дяди там стреляли. Я видел. Я сам видел... Видел... И гром был. Дяди в военной одежде... Мы были с бабушкой... там. Не разрешали пить. Плохие солдаты кричали и стреляли. Окно разбили громом... Бабушка отдала меня через окно тетеньке. Солдаты нас спасали...» Умолкает. Играет машинками - катает. Затем возвращается к воспоминаниям: «Плохие дяди заставили нас сесть. Стреляли! Кричали! Гром был... Потом бабушка побежала. Тетенька побежала... Мы пить хотели... Жарко было... Пить не разрешали. Плохие это делали... И писать не давали».

    Ведущий 2 . Каждый год по всей России 3 сентября проходят траурные митинги. Люди вспоминают тех, кто стал жертвой террористических актов, и тех, кто, спасая их жизни, погиб, выполняя свой воинский и человеческий долг.

    Ученица . По всей России горят поминальные свечи. В Буденновске вспоминают жертв банды Шамиля Басаева, на Ставрополье - погибших при взрыве бомбы пассажиров поезда Кисловодск — Минеральные Воды, в Москве тысячи людей приносят цветы туда, где террористы оставили свой кровавый след на улицах и станциях метро, в Беслане запускают в небо воздушные шары, которые символизируют детские жизни, отобранные бандитами.

    Ученик. Это стихотворение звучит как реквием по всем погибшим от рук террористов.

    Быть реальность перестала,

    Новостями обросла...

    Город, став мемориалом,

    С грозным именем Беслан,

    Навсегда закроет доступ

    В этот високосный год,

    Отдаляясь от погоста,

    Постепенно оживет.

    Снова будет улыбаться

    Лампами живых квартир...

    Курсов реабилитаций

    Не создать на целый мир...

    Вот прекрасная картина,

    Чтобы, время торопя,

    Мать за факт рожденья сына

    Проклинала бы себя.

    Смысл в маски прятать лица,

    Если лица из дерьма?

    Кстати, есть еще больницы

    И родильные дома.

    Без свободы - как в заказник.

    Без оружия - на мель...

    Добиваться смертной казни,

    Если это самоцель?

    Автомат как в двери стуком

    Заставляет полететь...

    Самым лучшим в мире другом

    Будет плюшевый медведь.

    Выцветшей почтовой марки

    Скорбь на многие года,

    Самым правильным подарком -

    Минеральная вода.

    Вскрыты шторы, вечер серый,

    Новый город. Теплый дом...

    Самой сильной в мире верой

    Станет свечка за окном.

    Д. Суворов

    Ученица. Эти свечи горят и в тех городах и селах, где не было террористических актов, но их отзвуки долетели и сюда.

    Ученик . В Серпухове в этот день вспоминают Романа Катасонова, уроженца города. Потомственный военнослужащий, десантник, он был награжден медалями за участие в боевых действиях в Чечне.

    Ученица . Он был награжден орденом Мужества. Этой государственной награды России он был удостоен за участие в операции по освобождению людей, попавших в заложники во время спектакля «Норд-Ост».

    Ученик. Роман добровольно поехал в Беслан, узнав о захвате школы. Во время штурма, прикрывая заложников, был смертельно ранен.

    Ученица . Посмертно Роман Катасонов был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В школе № 9 города Серпухова открыт мемориальный музей его имени. Ежегодно в Серпухове в память о земляке проходит турнир по дзюдо «Спорт против террора».

    Ученик. Таких, как Роман Катасонов, были и есть тысячи. Русские и осетины, чеченцы и украинцы - представители разных национальностей - бросались под танки, обвязываясь гранатами, чтобы спасти, сохранить жизнь женщинам и детям, старикам.

    Классный руководитель. Вы видите: с одной стороны - террористы, готовые ради достижения своих коварных целей уничтожить любого, кто попадется на их пути. С другой стороны - те, кто готов идти на любые жертвы ради спасения людей.

    Как вы думаете, могут ли быть оправданны действия тех и других?

    В чем причины терроризма?

    Как ему можно противостоять?

    Учащиеся работают в группах и отвечают на вопросы. Свои ответы они оформляют в виде политических плакатов.

    Классный руководитель. Спасибо за ваши ответы. А теперь я хочу вас познакомить с документом, который необходимо внимательно прочитать.

    Лидеры фашистской Германии о принципах обращения с населением восточных территорий.

    1. Это будет война на уничтожение...

    2. В этой войне обращение с врагом в соответствии с нормами человечности и международного права недопустимо...

    3. Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве.. . Дело заключается в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их...

    4. Цель моей восточной политики в том, чтобы заселить эту территорию ста миллионами людей германской расы...

    5. Решение проблемы: или полное уничтожение русского народа, или онемечивание его части...

    6. Важно, чтобы на русской территории население состояло из людей полуевропейского типа...

    7. Эта масса расово неполноценных и тупых людей нуждается в руководстве...

    8. Никаких прививок, никакой гигиены, только водка и табак! Хорошо было бы обучить их языку жестов...

    9. Принципиальная линия для нас абсолютно ясна - этому народу не надо давать культуру...

    10. Вполне достаточно, чтобы дети в школах запомнили дорожные знаки, чтобы они научились считать, но только до 25, чтобы они умели подписывать свою фамилию. Больше им ничего не надо...

    Обсуждение документа. Беседа по вопросам.

    Вопросы

    О каком времени в документе идет речь?

    Какое отношение он имеет к обсуждаемой нами проблеме?

    О каком политическом термине идет речь в документе?

    Что общее в действиях политических лидеров, высказывающих свои взгляды в данном документе, с политикой террористов?

    Какие чувства вы испытывали при чтении данного документа?

    Когда вы слышите высказывания подобного рода в адрес людей других национальностей, что вы испытываете?

    Использовали ли вы высказывания подобного рода в адрес людей иных национальностей?

    Ученик. А я в свою очередь хочу привести краткую справку.

    Фашизм - от итальянского «пучок, связка, объединение» - политический режим диктаторского типа, характеризующийся национализмом и нетерпимостью к другим народам и культурам. В более узком смысле - режим, существовавший в Италии в 1920-1940 гг. при диктаторе Б. Муссолини.

    Ученица . Нацизм - от названия Национал-социалистической партии Германии - идеология и практика гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Главная идея нацизма - тоталитарные террористические методы власти, а также официальное деление всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид.

    Ученик . Шовинизм - политика агрессивного национализма, национальной исключительности и превосходства.

    Классный руководитель . Как вы видите, фашизм, нацизм и шовинизм - это близнецы, хотя родились эти доктрины в разных странах Европы. Как вы думаете, что их объединяет и как с ними можно бороться?

    Учащиеся готовят ответы, работая в группах.

    Ведущий 1. Хочу привести выдержки из статьи «Новых известий», посвященной проблеме терроризма.

    В День солидарности в борьбе с терроризмом 3 сентября в Саратове у обелиска «Мужеству и героизму сотрудников МВД, погибшим при исполнении служебного долга» прошел митинг памяти.

    В митинге приняли участие губернатор области, члены правительства области, депутаты, представители религиозных конфессий, политических партий и общественных организаций. Как отмечает пресс-служба губернатора, памяти погибших в Беслане были посвящены обращения всех присутствующих.

    «Ни одна из самых благих целей не может быть реализована ценой жизни людей. Мы должны быть готовы на адекватный ответ вызовам и угрозам террористов. Необходимо искоренять терроризм и предпосылки для его создания. Воспитание, культура, толерантность помогут в решении этих государственных проблем», - цитирует пресс-служба слова губернатора.

    Кроме того, губернатор заверил общественность в том, что Правительство Российской Федерации и региональная власть намерены приложить все усилия для того, чтобы подобной трагедии больше не случилось. Слова презрения современному террору и скорби в этот день выразили представители Союза ветеранов локальных войн, духовные лица различных конфессий: «Сегодня, вспоминая жертв Беслана, мы едины в своем намерении всеми силами противостоять терроризму, не допустить разрастания этого преступного безумия.

    Бдительность, ответственность каждого из нас составляют арсенал антитеррористической коалиции.

    Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии. Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Не ради красивых слов мы говорим о необходимости уважения культурных и конфессиональных особенностей, права на сохранение собственной идентичности для всех народов, населяющих Российскую Федерацию.

    Только толерантность, взаимоуважение позволят предупредить разрастание социальной базы терроризма, лишат преступников надежды на поддержку в обществе».

    Классный руководитель. Согласны ли вы с содержанием статьи? А теперь давайте обратимся к определению термина «толерантность» у разных народов. Существует ли он в различных языках мира?

    Ведущий 1 . Французский язык: Tolerance—отношение, при котором допускается, что другие сами могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

    Ведущий 2 . Арабский язык: Tasamul - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

    Ведущий 1. Английский язык: Tolerance - готовность быть терпимым, снисходительность.

    Ведущий 2 . Китайский язык: Kuan rong - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

    Классный руководитель. Как видите, у каждого народа есть свое толкование слова «толерантность», но сводится оно к единой сути - пониманию и терпимости между людьми. А теперь я предлагаю обратиться к высказываниям выдающихся людей мира по вопросу толерантности.

    Учащиеся работают в четырех группах. Каждая группа обсуждает одно высказывание и готовит «рецепт» толерантности для взрослых и детей, который записывается на лист ватмана.

    Высказывание первое . «Другой мир, где будет выбор между войной или миром, памятью или забвением, надеждой или огорчением, серым или всеми цветами радуги, возможен» (Субкоман - данте Маркое).

    Высказывание второе. «Сначала человек убивает что-то в себе, потом он начинает убивать других» (Вильгельм Райх).

    Высказывание третье. «Если вам, императорам, президентам, генералам, судьям и всяким ученым людям, нужны войска, флоты, тюрьмы, виселицы, гильотины, - устраивайте все это сами, нас же оставьте в покое, потому что ничего этого нам не нужно и мы не хотим больше участвовать во всех этих бесполезных для нас и, главное, дурных делах» (Лев Толстой).

    Высказывание четвертое. «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение» (Вольтер).

    Обсуждение «рецептов» толерантности.

    II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

    Поделиться