Почему еврейские женщины носят парики. Зачем иудейки бреются налысо . Традиции и обряды

В любом городе, где имеется еврейский квартал, - от Антверпена до Нью-Йорка, и тем более в Израиле, - ультрарелигиозные евреи сразу обращают на себя внимание одеждой. У мужчин это черный костюм с белой рубашкой и непременная шляпа, у женщин - длинная юбка, рукав ниже локтя и парик. Такая «униформа» знакома всем туристам, бывавшим в еврейских районах Нью-Йорка или старом городе Иерусалима. выяснила, почему верующие иудеи так одеваются.

Мода от Бога

Все правила еврейской религиозной жизни заложены в главной книге иудаизма - Торе, или Пятикнижии (первые пять книг христианского Ветхого Завета - это многажды переведенная с одного языка на другой Тора), а именно в книге Левит. Там есть общие указания относительно быта и питания, которые впоследствии многократно разъяснялись и толковались еврейскими мудрецами разных стран и эпох.

Главное и самое общее правило, касающееся не только одежды, разумеется, но и быта и поведения, - «Будь скромен перед Всевышним». Скромность - «цниют» на иврите - подразумевает опрятность и чистоту одежды и сокрытие любых «соблазнительных» зон: современные религиозные евреи (на иврите харедим), например, не обнажают ступни ног (ни мужчины, ни женщины).

Однако соблюдать правило скромности можно в разной форме. Особенность истории еврейского народа в том, что он, будучи лишен собственной территории, был вынужден ассимилироваться в других странах, но смог сохранить национальную идентичность - во многом благодаря строгому соблюдению подробных правовых норм, среди которых были и нормы религиозного дресс-кода. Для сохранения нации в изгнании - в странах галута, или «рассеяния» - важно было, с одной стороны, не слишком отличаться от представителей титульной нации, с другой - сохранять национальные особенности одежды и внешнего вида. Поэтому у сефардов (евреев Средиземноморья) и ашкеназов (жителей Западной, Центральной и Восточной Европы) одежда разная, ведь разной была и одежда народов, среди которых они жили.

Голову не напечет

Главная из религиозных заповедей, касающихся одежды, предписывает покрывать голову. Замужние женщины повязывают голову покрывалом (на иврите оно называется тихль или митпахат, а в галуте евреи использовали другие названия, принятые в их наречиях - ладино у сефардов, идише у ашкеназов и так далее). Впоследствии толкования Торы привели к тому, что у отдельных направлений иудаизма покрывало заменил парик, который носят на коротко стриженной или даже бритой голове, иногда сочетая со шляпкой. Девочки и молодые незамужние девушки, напротив, обязаны ходить с открытыми волосами, которые они отращивают очень длинными: женщина, как и мужчина, должна соблюдать заповедь «плодитесь и размножайтесь», а значит - должна быть привлекательной с целью понравиться потенциальному жениху и вступить в брак. Женщины и девочки также в любое время года носят юбки, полностью закрывающие колени, рубашки и кофточки, закрывающие грудь и локти. Купание в открытых водоемах тоже практикуется в одежде.

Мужчины-харедим всегда, кроме времени сна, носят маленькую шапочку, на иврите - кипу (в России кипу называли ермолкой). Кипу, сшитую из четырех клиньев черной ткани, чаще всего бархата, надевают даже на самых маленьких мальчиков. У хасидов кипы с узкой белой окантовкой, у миснагидов, или литваков - без нее. В праздник евреи носят белые атласные кипы. Юноши старше 13 лет, прошедшие обряд совершеннолетия бар-мицва, как и взрослые мужчины, носят поверх кипы дополнительный головной убор.

У евреев Западной, Центральной и Восточной Европы этим головным убором были шапки-штреймлы из лисьих хвостов: их изначально придумали европейцы как позорное отличие евреев от титульных наций, придерживающихся христианского вероисповедания (христиане шапки из хвостов не шили), но внутри еврейской общины штреймлы стали частью традиции, а в наши дни - праздничным предметом одежды. Позже в повседневной жизни штреймл заменила черная шляпа. По ее форме, ширине полей, высоте и форме тульи человек, разбирающийся в еврейских традициях, может определить, к какому изводу иудаизма принадлежит ее обладатель, каким семейным и социальным статусом обладает.

Хасиды (сатмарские и гурские, бреслевские и так называемые хабадники) носят шляпы разной формы (всего специалисты определяют более 30 вариаций). У хасидов тульи ниже, шляпы миснагидов больше похожи на традиционную европейскую . Хабадники к тому же надевают в праздники белую кипу особой формы - с помпоном и вытканными надписями: это демонстрирует их возведенное в культ стремление к веселому и радостному служению Богу. Все ашкеназские мальчики и мужчины-харедим с трехлетнего возраста коротко стригутся, оставляя на висках длинные пряди волос - пейсы: на это тоже есть заповедь, запрещающая «обстригать голову вокруг». В некоторых общинах пейсы закручивают вокруг ушей или закладывают за уши.

Талит большой и маленький

Тора обязывает носить две одежды - из шерсти и из легкой ткани. За столетия толкований и интерпретаций это правило превратилось в обязательство ношения так называемого талита катан («малого талита», в противоположность большому талиту - покрывалу, которым евреи закрывают голову во время молитвы; еще талит катан называют талес или арбеканфес). Это четырехугольный кусок белой шерстяной ткани с темными полосами или без них, который можно надевать поверх рубашки или под нее, но в любом случае из-под одежды должны быть видны кисти талита - цицис, или цицит: это предписание Торы.

Фото: Ilia Yefimovich / Getty Images

Кисти крепятся в отверстиях укрепленных шелком углов талита. Талиты представителей некоторых направлений иудаизма (например, радзинских или ижбицких хасидов) отличаются тем, что в цицит есть нити синего цвета,выкрашенные особой традиционной краской. У сефардов, в отличие от большинства ашкеназов, в углах талита не по одному, а по два отверстия. Некоторые общины предписывают завязывать нити не только на четыре двойных обязательных узла, но и на дополнительные мелкие узелки (до 40 штук). Это внутренний код, позволяющий евреям сразу считывать информацию об общине, к которой принадлежат их единоверцы.

Поверх нательных одежд, включая талит, евреи (и мужчины, и женщины) в старину носили кафтаны, принятые в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Еврейские кафтаны отличались особенностями кроя, но в общем и целом евреи не стремились чрезмерно выделяться среди иноверцев - ни необычными, ни слишком богатыми одеждами. По этой же причине в африканской части Средиземноморья в новое время кафтаны остались в ходу у марокканских евреев (когда русская художница путешествовала по Магрибу, она сделала несколько портретов марокканских евреек в национальных костюмах - расшитых кафтанах и цветных юбках). В Средней Азии бухарские евреи носили халаты и меховые шапки поверх кипы, подобно местным жителям, а европейские евреи-ашкеназы носили (и носят по сей день) одежду, похожую на фрак или сюртук.

У фрака нет карманов, а застежка на пуговицы - не слева направо, а наоборот: по еврейскому поверью, добро в теле человека располагается справа (по этой же причине на правой руке евреи носят обручальные кольца). Ткань фрака может быть как матовой (в будни), так и атласной (в праздник), гладкой или с выработкой: это тоже указывает на происхождение и социальный статус. С фраком надевают длинные черные брюки и черные ботинки на шнурках. Исключение опять же составляют хасиды, которые в праздники носят кафтан из светлой ткани, короткие брюки, белые чулки и черные кожаные ботинки без шнурков, так называемые пертил ших. Единственный день в году, когда евреям запрещено носить кожаную обувь, - Йом Киппур, или Судный день, в который верующие не работают, держат безводный пост и молятся о прощении грехов и о том, чтобы следующий год был удачным.

Наряд подвенечный

В Западной, Центральной и Восточной Европе одним из традиционных еврейских ремесел было ювелирное дело и огранка драгоценных камней. Однако заповедь скромности толковалась в том смысле, что религиозные евреи не должны носить драгоценностей напоказ. Как правило, женатые мужчины носили только обручальное кольцо (по религиозному правилу оно, впрочем, обязательно только для женщины и должно быть золотым и цельнолитым, без отверстий и камней, что особо проверял раввин во время брачной церемонии - хупы) и часы, если позволял достаток. Женщины надевали несколько больше украшений, но тоже неброских, поскольку декольте обнажать не допускалось.

В странах же Магриба (африканской части Средиземноморья), в еврейских общинах Ирана, Кавказа, Афганистана и Узбекистана с ювелирными изделиями было несколько проще, поскольку и местные женщины (мусульманки) носили богатые украшения. Особенно броские драгоценности было принято надевать невесте в день свадьбы. В этот день девушка надевала кольца, многорядные колье с монистами и подвесками, браслеты, серьги и подвески на покрывало, закрывающее лоб.

Особую ценность имели золотые филигранные украшения с мотивом тапеш (стилизованного павлиньего пера), которые делали ювелиры из узбекской Бухары, афганского Герата и других городов Средней Азии. Также ювелирное дело было развито в иранских и кавказских еврейских общинах, где вообще ценилась работа по металлу. Состоятельные семьи могли себе позволить включить в приданое невесты золотые изделия или украшения из серебра с позолотой; те, что победнее, довольствовались посеребренной латунью и бронзой.

Как и в обычные дни, на свадьбу невесте полагалось и полагается по сей день одеваться скромно. Платье должно быть длинным и полностью закрывать колени, локти и грудь. Под хупу (особый навес из ткани на четырех столбиках, который держат над брачующимися друзья и родственники, - по его имени называется и сама брачная церемония) невеста входит с лицом, закрытым покрывалом. Жених у хасидов, как правило, надевает белую праздничную кипу. Во многих направлениях иудаизма гости-мужчины приходят на праздник в шляпах.

В завершение рассказа следует упомянуть, что в Израиле наряду с харедим, которые строго соблюдают все заповеди иудаизма и не признают сионистского государства, есть и так называемые кипа сруга, или религиозные сионисты: они признают государство, соблюдают часть заповедей Торы, но не принадлежат к традиционным религиозным течениям и общинам и одеваются как обычные люди, с небольшими ограничениями. Так, мужчины носят талит (из-за жаркого климата он бывает облегченным, сетчатым) и вязаную из цветных ниток кипу, иногда очень маленькую, чисто символическую, закрепленную на волосах заколкой. Женщины покрывают голову тихлем или сеткой для волос и носят длинные юбки, но не отказывают себе в яркой и пестрой одежде. Часто дамы, принадлежащие к кипа сруга, носят легкие индийские платья, что совершенно недопустимо у религиозных ашкеназов.

В религиозных кварталах (таких как Меа-Шеарим в Иерусалиме или Бней-Брак в Тель-Авиве) есть магазины, специализирующиеся на одежде, соответствующей предписаниям цниют, шляпные салоны, где религиозные матроны пополняют обширные коллекции шляп, магазины с талитами и мастерские по изготовлению париков. Особые запросы харедим влияют на модную индустрию не только в том смысле, что поддерживают эти специфические торговые точки на плаву, но и тем, что особая религиозная мода время от времени влияет и на моду глобальную: необычно по общепринятым меркам одетые еврейские мужчины и женщины вдохновляют модельеров на оригинальные повороты в их коллекциях, предназначенных для светской публики.

«Обманет миловидность, уйдёт красота, но слава богобоязненной женщины останется», - написано в книге Притч Соломона (31:10). В Танахе , Мишне, трудах мудрецов воспевается скромность как главное достоинство еврейской женщины. Значит ли это, что религиозная женщина не должна стремиться к красоте? Об этом мы побеседовали с Хаей-Бейлой Коган, которая помогает женщинам московской общины стать более обаятельными и привлекательными .

-Хая-Бейла, парики для религиозных евреек - довольно специфическая отрасль. Почему Вы решили этим заняться ?

Обычно, хорошие идеи приходят вслед за какими-то трудностями, которые надо преодолеть. Задуматься о заработке мне пришлось очень рано: в пять лет от меня ушла мама, я до сих пор её не видела, а в шестнадцать умер папа. Впрочем, я прошла хорошие «подготовительные курсы» в папином хозяйстве под Екатеринбургом. Отец был талантливым предпринимателем: он с нуля основал ферму, обработал поля, на которых выращивали овощи и пшеницу, открыл ресторан и три магазина. Ресторан получал мясо и свежие овощи от своего же сельскохозяйственного производства. Однажды летом мне на рынке приглянулись очень красивые босоножки, мне было 11 лет, я попросила у папы деньги. «Хочешь денег, научись их зарабатывать! », – сказал он.

Папа всегда говорил: «Работать надо только на себя». Он был одним из самых состоятельных людей в области, но нас учил работать и зарабатывать самих. Во время летних каникулы в 11 лет я начала работать в его же хозяйстве на равне с другими людьми, которых он нанимал. Начала с мытья полов в магазине, потом – на фасовке, после - на кассе, занималась и закупками для магазина. Затем я перешла в ресторан и там тоже поднималась с самого низу: перебирала и чистила картошку, мыла полы, нарезала салаты, пока папа не научил готовить горячее. К 14 годам я уже управляла его рестораном и магазином. Правда, при таком графике в школу я ходила редко.

А еще папа учил меня воровать… Спокойно - ничего криминального! Он научил меня перенимать и впитывать, как губка, всё полезное от людей – их знания, умения, навыки - это он и называл «воровством». Когда папа заметил, как я люблю всё связанное с красотой, то привёз меня в один из самых успешных салонов Екатеринбурга, познакомил с мастерами и сказал: «учись, воруй глазами их умение! »

Но вот я осталась одна, и так вышло, что из имущества отца мне ничего не досталось. Его наследство перешло к другим, юридически более подкованным родственникам. «Отец всего добился сам, и я сделаю так же!», – сказала я себе. Я была уверена в том, что смогу прокормить себя сама. Сперва я занялась маникюром, макияжем и прическами. Мне всегда нравилось помогать женщинам становиться красивыми и я мечтала открыть свой собственный салон красоты.

«Индустрия красоты» очень обширна. Почему именно парики?

Париками я занялась уже после свадьбы. Я вышла замуж в «кризисный» 2009 год, по-еврейскому календарю - 5769. Как раз между нашей помолвкой и свадьбой было «благословление солнца» - Биркат Хама, которое случается раз в 28 лет. Я думаю, что это принесло дополнительное благословение и нашей семье, и моему бизнесу.

На тот момент купить красивый парик в Москве было очень сложно. Девушку в парике вычислить можно было издалека - настолько некачественно и «кукольно» они выглядели. И тут можно сказать «случайно» (на самом деле случайного в нашей жизни ничего не бывает), я познакомилась с человеком, занимавшимся париками в Израиле. Поначалу, как мне показалось, он даже не воспринял меня всерьез - какой там бизнес может получиться у 20-летней девушки? Тем не менее, он решил попробовать работать все мной, за это я ему очень благодарна. У меня получилось – продажи пошли. Тогда я поняла, что хочу вести бизнес независимо ни от кого, сама определять ценовую политику и вести закупки.

Я вышла на поставщиков, а после и на самих пеанийот (женщин, которые шьют парики), начала закупать волосы и развивать продажи в Москве. Поначалу, конечно, делала ошибки, но сама их и исправляла. В процессе работы я научилась отличать качественную продукцию от некачественной, стала разбираться в разных типах волос и технологиях пошива.

В результате клиенты сами ко мне потянулись. Среди них есть и те, кто покупает у меня уже второй или третий парик. Когда покупатель к тебе возвращается снова и снова - значит, ему нравится товар.

-Вы соблюдаете заповеди с детства?

Нет, с того времени, когда не стало папы. Конечно, у бухарских евреев с уважением относятся к традициям. Вот и папа в пятницу вечером ставил на плиту осво (бухарский чолнт), я зажигала свечи, мы с четырьмя братьями и сестрой садились за стол, пели субботние песни, делали кидуш, устраивали трапезу, читали благословение после нее и… шли смотреть новости по телевизору. Сейчас я понимаю комичность и неправильность происходящего, но тогда это казалось нормальным положением вещей. Хотя мы не соблюдали Шабат и праздники полностью, я с детства о них знала. Когда папа ушёл, я стала соблюдать всё, выполняя каждую заповедь во имя возвышения его души.

Отец очень хотел, чтобы я создала религиозную семью, родила ему много внуков, но еврейских школ поблизости не было. Поскольку он был фермером, переехать в город мы не могли, и мне пришлось первые годы учиться в обычной сельской школе. Папа не разрешал мне разговаривать не только с мальчиками, но и девочками, поскольку опасался, что деревенские барышни меня научат плохому. Поначалу я страдала от нехватки общения, но потом оказалось, что опасался он не зря - нравы в той деревне были ужасные.

Позже папа отдал меня в еврейскую школу «Ор Авнер» в Екатеринбурге. Мне и моим пятерым братьям приходилось каждый день вставать в 6 утра, чтобы успеть доехать до города к началу занятий… Папа хотел мне дать более серьезное образование. Но в «Ор Авнере» мальчики и девочки учились вместе и одевались, как хотели. Это его не устраивало, и он отправил меня в Москву - в школу «Бейт Йегудит» под руководством Ривки Вайс. Она тоже на меня сильно повлияла. Ребецн всегда ценила хороший вкус, как в домашней обстановке, так и во внешности, украшала комнаты вазами с цветами и всегда говорила ученицам, как важно следить за собой. Я не забуду, как однажды она сказала: «Если женщина машинально не поправляет парик, выходя из дома, она не в порядке! » . Такую щепетильность в отношении внешнего вида она принесла из семьи - сама она родом из Антверпена. Её дочери и невестки тоже всегда выглядят очень красиво, дорого, со вкусом и при этом очень скромно!

-Почему парики так дорого стоят?

Есть и относительно дешевые. Но, в целом, вы правы – хороший парик стоит достаточно дорого по причине довольно-таки сложного производства. На цену парика влияет в основном несколько факторов. Во-первых - это «скин», то есть имитация кожи головы. Эта часть делается полностью в ручную, каждый волосок нашивается отдельно. Сантиметр этой работы стоит очень дорого, соответственно, чем больше ваш «скин», тем дороже парик. Теперь о волосах… Качественные, необработанные волосы стоят очень-очень дорого. Милые мои девушки, тут я вам открою секрет: то, что волос натуральный, еще не значит, что он человеческий. Многие фирмы делают парики из лошадиных хвостов и грив. Есть даже отдельные фермы, на которых животные выращиваются специально для продажи. Конечно же эти «волосы» проходят обработку, поэтому отличить от человеческих их очень сложно. Поэтому при покупке парика спрашивайте не о натуральности волос, а об их происхождении.

А бывает, что волос и натуральный, и человеческий, но только сострижен не с живого человека, а с уже умершего. В таком случае парик тоже получается дешёвый, поскольку покойники, как правило, денег много не просят.

-Ужас !

Простите, что пришлось вас шокировать. На мой взгляд, чтобы женщина почувствовала себя красивой, стоит заплатить, так же как и за украшения, за красивую одежду. Фактически, это кирпичики, из которых выстраивается шлом-баит - мир в семье.

Если вы нашли свой парик, то он становится частью вас. Новый парик – новый образ. Подумайте, что вам с этими волосами ходить весь день, с этой прической проводить переговоры, ходить на свадьбы, проводить в нём Шабаты. И самое главное - вы будете радовать мужа не только тем, что вы красавица, но и тем, что вы чувствуете себя уверенно и просто прекрасно. Мужья это чувствуют, это делает его ещё более счастливым и влюблённым! И окружающие люди будут воспринимать вас соответственно. На таких вещах не стоит экономить.

-Значит, чем дороже парик, тем он лучше?

Не всегда. Иногда высокая цена формируется за счёт известного бренда. Если парик просто шьёт Израильская или Американская пеанит – цена средняя, китайское «творчество» на порядок дешевле. Однажды я попробовала купить себе недорогой парик и очень разочаровалась. Это сравнимо с покупкой подделки дорогого бренда на рынке…

Тот, кто разбирается в париках, сразу видит разницу. Я могу определить примерные цены даже тех париков, которые не держу в руках, а вижу на головах проходящих мимо меня женщин. Разница не только в густоте, красоте и происхождении волос, но и в качестве, сроке службы парика. В своих париках я уверена, поэтому даю гарантию на год. Даже если в последний день гарантии мне принесут парик и скажут, что у него изменился цвет или выпало много волос, я отправлю его на ремонт за свой счёт. Мне очень хочется помочь всем, кто хочет иметь хороший качественный парик, но как мы сказали выше, это недешево, поэтому у меня есть система рассрочек от трех месяцев до полу года. Кроме того, я делаю скидки постоянным клиентам и невестам.

-Укладка парика должна быть какой-то особенной?

То же самое - за качество надо платить. В Москве многие девушки умеют укладывать парики, некоторые делают за совсем небольшую плату. Но когда я искала, с кем работать то хотела найти профессионала. И нашла такого человека. Мой партнёр – Рахель Мануйлова училась на специальных курсах парикмахеров-стилистов, после которых обучалась у израильских «пеанит», с которыми я работаю. Тем, кто укладывает парик у неё, я даю гарантию, поскольку уверена, что всё сделано правильно. Здесь нужен особый уход, поскольку волосы не получают витамины и питательные вещества изнутри.

Услуги Рахель не самые дешёвые, но они того стоят. Она делает всё максимально качественно и красиво!

-Что за проблема в индийский париках? Почему их запрещают носить?

Это непростая проблема. Вообще, из Индии привозят мягкие, тонкие и красивые волосы. Однако, выяснилось, что в некоторых индийских культах принято приносить женские волосы в жертву местным божества, а после – продавать по дешёвке и отдавать деньги на поддержание языческих храмов. Евреям строго запрещено получать любую пользу от идолопоклонства, соответственно – и носить такие парики. Впрочем, по одному из мнений, это разрешено.

-Трудно найти подходящий парик?

Дать совет, подобрать подходящий парик - важная часть моей работы. Моя цель - сделать девушку красивой. Можно, конечно, просто разложить товар и сказать покупателю: «смотри - выбирай», но это не профессионально. Покупатель ждёт помощи. Вы можете пойти в парикмахерскую, сказать, как вас подстричь - и парикмахер всё сделает в соответствии с вашими пожеланиями, а можно пойти к стилисту, который сам определит, какой у вас образ и подберёт под него прическу - на то он и профессионал.

В моем деле дать клиенту консультацию в выборе совершенно необходимо - ведь женщина тратит немалые деньги, ей совсем не хочется ошибиться. Если я вижу, что у клиентки сомнения насчёт покупки, я советую подождать новую партию. Тогда мы вместе сможем подобрать именно то, что ей нужно. Бывает, что мы ищем подходящий образ целый год. Если в результате покупательница уходит довольной, значит,моя работа – не впустую, и я тоже чувствую себя счастливой.

-Существует мнение, что носить шикарные парики - нескромно.

Такие девушки не входят в число моих клиентов. Каждый следует традиции своей общины. Я могу лишь высказать своё мнение по этому поводу. Безусловно, еврейская девушка должна быть скромной. Иногда кажется, что нужно закутаться в несколько платков. А между тем, вести себя скромно - значит, не выделяться. На кого вы скорее обратите внимание на улице - на девушку в хиджабе или в парике? Я всегда обращаю внимание на первых. Мы не должны излишне привлекать к себе внимание. В этом и заключается скромность, цниют. Кроме того, сейчас мы находимся в галуте, где по вечерам ходить в платках не стоит.

Скромность не противоречит красоте. Еврейская женщина обязана быть красивой, она - лицо Израиля, представительница народа. Что хорошего в том, если религиозная еврейская женщина выглядит неопрятно. А если женщина, у которой трое, четверо, пятеро детей следит за собой и прекрасно выглядит, одним своим видом освящает Имя Всевышнего.

-Сейчас больше женщин интересуются париками?

Конечно. Всё больше евреев возвращается к вере, больше замужних женщин покрывают голову. Повторюсь: очень важно, чтобы соблюдающие женщины оставались красивыми. Люди должны видеть, что соблюдение заповедей Торы не уродует, а, наоборот – украшает. У меня был случай, когда одна небогатая девушка вышла замуж и ходила в страшном искусственном парике. У меня оказался как раз такой парик, который ей бы подошел. Она не могла позволить себе покупку, но он так ей шел, что я в честь её приближающейся свадьбы продала его себе в убыток.

-Что вы можете рассказать о различных технологиях – lace front, baby hair?

Baby hair - волосы, вшитые изнутри парика. Раньше на парик нашивали волосы сверху. Технология baby hair позволяет стереть границу между париком и головой и носить его без челки. И выглядит натурально, и держится долго. К тому же, очень практично для тех, кто любит высокие прически. Baby hair ни желании можно дошить на любой парик.

Lace front - тонкая сеточка телесного цвета, на которую нашиты волосы, благодаря которой создаётся эффект растущих волос. Это более прихотливый и дорогой материал. По этой технологии волосы быстрее снашиваются, но на 2-3 года хватает (если это качественная, а соответственно, дорогая работа). После они подшиваются снова. Здесь очень много нюансов. Сеточка должна подходить под цвет кожи, её надо правильно обрезать. Дошить lace front достаточно дорого, иногда выгоднее купить новый парик.

-О чем вы мечтаете?

О многом! В профессиональном плане, я бы хотела открыть клуб красоты, целый сервис полной подготовки женщин к микве, осуществив мечту детства. У евреек определённый подход к красоте, свои законы. Услуги должны оказываться особо качественно. Это большая заповедь!

Беседовала Штерна Сара Белькина

Меня зовут Штерна Сара, как и жену Пятого Любавичского Ребе. Такой же мудрой, доброй и женственной мне бы хотелось быть. Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (телевизионная журналистика), училась в магистратуре на филолога в РГГУ. Успела получить опыт в различных интернет- и печатных изданиях и на телевидении, но последие годы до замужества и переезда в Израиль работала на благо Московской общины, осознавая, что именно эта работа приносит настоящую пользу миру. Переехав, я продолжаю писать, веду блог о цниюте и с авторскими мысли о Торе и еврейском образе жизни, сотрудничаю с проектами Vaikra и monoteism.ru. Люблю учёбу, особенно хасидус, дающие жизненные силы, фитнес и сноуборд, дарящие энергию и, конечно же, письмо, позволяющее мне самовыражаться и творить.

Мало того, что в мире существует довольно много разных религий и верований, так все они имеют еще и разнообразные ответвления. В данной же статье хочется подробно разобраться в том, кто такие ортодоксальные евреи и в чем особенность их уклада жизни и верований.

Кто это такие?

Изначально нужно сказать о том, что евреи бывают разные. Даже несмотря на то что они все исповедуют иудаизм. Так, есть простые люди, которые воспитывают детей согласно общественным, а не религиозным канонам. Они одеваются по моде и не соблюдают ревностно все обряды и традиции своих прадедов. Однако есть и иная категория. Это ортодоксальные евреи. Их жизнь подчинена всем законам Галахи, сформированным еще очень давно, в период Нового времени.

Религия ортодоксальных евреев

Изначально надо отметить, что религия евреев - это иудаизм. Однако тут не все так просто. В современном мире существует пять основных направлений иудаизма: гуманистическое (наименее строгое), реформаторское, реконструкционистское, консервативное и ортодоксальное.

Важные для ортодоксов книги

Религия евреев - иудаизм. Какие же у этих людей есть религиозные книги? В первую очередь надо рассказать о священном писании, которое называется Танах. Рассмотрим его составляющие:

  1. Тора, или же «Пятикнижие».
  2. Нэвиим, 21 книга о пророках.
  3. Кэтувим. Это 13 книг различного религиозного жанра.

Еще одна весьма важная для ортодоксальных евреев книга - это Талмуд. Это свод законов, а также морально-этических норм, которым верующие должны неукоснительно следовать.

Ответвление: ультраортодоксы

Важно отметить, что существует такое распространенное сегодня течение, как ультраортодоксальные евреи. В иудаизме это направление носит всем известное название хасидизм. Данное течение берет свое начало в 18 веке. Религия тут тесно соприкасается с мистицизмом, экзальтацией. Основные идеи хасидов следующие:

  • Бог есть везде и всегда. Служить ему надо ежеминутно, в больших и малых делах.
  • Служить Богу надо исключительно в радости.
  • Любой грех можно искупить.

Очень важна для хасидов ежедневная молитва. Она произносится в приподнятом эмоциональном настроении. Ее цель - как можно более тесное общение с Богом.

Среди традиционных занятий хасидов можно выделить строительный бизнес (недвижимость), торговлю, финансовый рынок, посредничество. Довольно часто хасиды занимаются бриллиантами. Это довольно богатые люди, которые управляют миром.

Немного о боге

Также стоит сказать о том, что еще четыре тысячелетия тому назад евреи также верили во многих богов, как и остальные люди на Земле. Но все же каждый род поклонялся какому-то одному, по их мнению, самому сильному божеству. И в одной общине главным был Яхве. Именно этот культ постепенно выходил на первый план и занимал лидирующие позиции согласно количеству приверженцев.

Совершенно новый этап в иудаизме связан с появлением такой личности, как Моисей. Ученые уверены в том, что это может быть действительно некогда живший человек, главная заслуга которого - выведение евреев из египетского рабства. Важно также отметить, что самые первые книги Торы называют «Пятикнижием Моисея», что еще раз доказывает величие этой личности в иудаистской религии.

Итак, бог евреев - Яхве. Однако есть и иное, несколько трансформированное его имя, которое чаще всего используется в европейских странах. Это Иегова.

Внешний вид

Ортодоксальные евреи считают, что они должны строго следовать не только лишь священному писанию - Торе, но и многим обрядам предков, которые жили во времена расцвета иудаизма в Речи Посполитой в 14-17 вв. Именно поэтому внешний вид этих людей нередко весьма странный, согласно мнению современного человека.

Приверженцы именно этого течения в иудаизме носят одежду исключительно двух цветов - белого и черного (это также касается и белья). При этом обязательно на голове должна быть шляпа. По праздникам ортодоксы надевают меховые шапки, которые бывают двух видов:

  1. Сподаки. Изготавливаются из бобрового меха, высокие. Обязательно черного цвета.
  2. Штраймлы. Плоские шапки из соболиного меха.

Кафтаны их имеют различные вариации. Они могут быть разной длины. Цвет может быть как просто черным, так и в белую полоску (такие одежды одеваются преимущественно на праздники вместе с особой белой шапочкой с помпоном).

Какая еще есть одежда ортодоксальных евреев? Так, имеется один весьма интересный вторичный религиозный признак таких людей - это кисточки, которые торчат из-под одежды. Именно они - обязательный атрибут талеса (особой материи, которая может как покрывать все тело человека во время молитвы, так и быть частью нательного белья). Главное назначение этих кисточек прописано в Торе. Выглядывая из-под одежды, они должны напоминать о Боге и о том, что ежеминутно ему надо служить.

Прическа

Ортодоксальные евреи также отличаются и особой прической. А если быть точнее - локонами, которые либо свисают до плеч, либо же закладываются за уши. Называются они пейсами. Носят такие прически далеко не все представители иудаизма, а только лишь те, кто ревностно относится к следующей заповеди Торы: «Не округляй края волос своих и не обрезай бороды…»

Стоит отметить, что существует огромное количество толкований этой заповеди. Однако ортодоксальные евреи воспринимают ее максимально буквально. Что и приводит к появлению пейсов и длинных бород.

Питание

Вся жизнь ортодоксальных евреев подчинена писаниями Торы. Это же касается и правил питания. Что можно кушать, а чего есть нельзя таким людям?

  • Кошерным, т.е. разрешенным, считается мясо жвачных парнокопытных, а также млекопитающих. Ортодоксальные евреи могут потреблять мясо овцы, коровы, бизона, лося и т.д.
  • Нельзя таким людям кушать мясо кроликов, зайцев, свиней, лошадей.
  • Кошерные виды птиц: курица, утка, гусь, голубь, перепелка.
  • Тора запрещает употреблять в любом виде кровь животного. Чтобы от нее избавиться, существует две процедуры: просаливание и прожаривание.
  • Также у ортодоксальных евреев существует строгий запрет на смешивание молочной и мясной пищи. После приема в пищу мяса надо выдержать хотя бы 6 часов, и только потом есть молочные продукты питания.
  • Можно также кушать рыбу, однако не всю, а ту, у которой есть плавники и чешуя.
  • Кошерными являются яйца кошерных птиц.

Несколько слов о женщинах

Какие они, ортодоксальные евреи-женщины? Изначально надо сказать о том, что после замужества такие дамы стригут волосы как можно короче или вовсе бреют голову на лысо. Традиция эта пришла еще со времен Средневековья, когда таким образом женщины защищали себя от посягательств мужчин. Но и сегодня она не утратила своей актуальности у ортодоксов.

Замужние дамы также должны быть верными своим мужьям. Ведь у ортодоксов ребенок, родившийся не от мужа, является страшным грехом, пятном семьи. Дальше он не сможет нормально жить: учиться, выйти замуж или жениться. Если же малыш рожден незамужней девушкой, он будет обычным евреем.

Относительно роли женщины ортодоксы придерживаются старомодных правил. Так, область деятельности жены - это семья, дом, дети, уют. Все остальное - это для мужчин. Однако женщина в этой религии никогда не была собственностью мужа. Она имеет широкий круг прав и свобод. Женщину в некоем смысле даже почитают, поклоняются ей. Однако только в стенах своего дома.

Также надо отметить, что ортодоксальные евреи не находятся рядом с женщинами в общественных местах: автобусах, парикмахерских и т.д. Кроме того, они стараются не ходить по одной стороне улицы.

Традиции и обряды

Какие соблюдают ортодоксальные евреи обычаи? Что интересного предусматривает их верование?

  • В первую очередь надо рассказать об обрезании. Так, эта процедура предусматривает обрезание крайней плоти мужского полового органа у младенца (на восьмой день от рождения). Считается, что это некий завет между народом Израиля и Богом.
  • В течение всего дня ортодоксальные евреи должны носить кипу (шапочку). Это особый знак уважения к Богу.
  • Перед тем как прочитать утреннюю молитву, представители ортодоксального течения должны надеть талит (покрывало).
  • Каппарот - это традиция искупления своих грехов. Производится она накануне Йом Кипура. Мужчина или женщина должны взять в руки живого петуха и покрутить им вокруг своей головы, приговаривая: «Пусть это будет моим искуплением».

Простые выводы

Бог евреев Яхве говорил своим ученикам, что нужно знать и чтить Тору. Именно этим и занимаются последователи данного течения. По большей части они учатся. Работать мужчины идут только во взрослом возрасте. В молодости и еще первые пару лет в браке такие мужчины уделяют все время обучению. Именно поэтому данное течение у евреев не слишком жалуют. Ведь деньги налогоплательщиков идут на содержание таких семей (где часто мужчины, ну и женщины, конечно же, не работают). А ортодоксы, в свою очередь, уверены, что остальные евреи не придерживаются священных законов Торы.

Многие религии мира особо требовательны к соблюдению человеком скромности в одежде и поведении. Так у мусульман ношение хиджаба не является попыткой как-то выделиться на фоне неверующих. Это всего лишь потребность в скромности человека истинно религиозного, ставящего на первое место в своей жизни веру, а не какую-то внешнюю атрибутику.

В зависимости от религиозных догм это требование скромности может принимать более или менее суровые формы. В иудаизме существует особый закон, регламентирующий нормы поведения женщины-иудейки. Он называется цниут (или цниют). Согласно этому закону женщина обязана не просто носить головной убор, а полностью скрывать свои волосы под платком (тихлей).

Почему некоторые иудейки голову бреют

Самые радикальные ответвления в иудаизме очень требовательны к внешнему виду женщин. Даже собственная супруга или дочь не должна отвлекать своим неподобающим видом иудея, когда он читает Тору или произносит молитву. Это значит, что она обязана скрывать тело и волосы не только на улице, но и непосредственно в своем доме.

В иудаизме женские волосы считаются соблазном, отвлекающим помыслы мужчины от бога и направляющие их в греховное русло. Распущенные волосы нарушают все законы цниута. Даже выбившаяся из-под платка прядь или один-единственный волосок считается нескромными и провоцирующими. Чтобы не ввергать своих мужей в грех, некоторые истинные иудейки бреют голову наголо. Это принято у жен хасидов «Толдот Аарон» и некоторых других ортодоксальных групп.

Супруги хасидов не только бреют наголо черепа, но еще и покрывают их сверху платком. У этой части еврейского населения особо суровые законы. Хасиды называют себя «благочестивыми» (само слово переводится как «благочестивый»), строго соблюдают принятые несколько тысяч лет назад законы и не собираются идти ни на какие уступки в угоду современной моде.

Другие правила поведения жены хасида

Помимо необходимости обривать наголо и покрывать платком головы женщинам из этой группы иудеев приходится полностью скрывать свое тело. Им нельзя носить платья, открывающие икры, даже если на ногах надеты толстые чулки. Демонстрация своих коленей - верх разврата для иудейки. За такое поведение женщина может понести самое суровое наказание, быть оплеванной и избитой.

Хасиды крайне нетерпимо относятся к вольностям в одежде. Даже неподобающим образом одетая 8-летняя девочка может быть подвергнута публичному порицанию, а ее мать, которая не следит за благочестием дочери, и подавно. У некоторых ортодоксальных иудейских групп даже принято ношение никаба. Это длинные черные шали, в которые женщина закутывается полностью, включая кисти рук, лицо и глаза. Такая суровость в соблюдении скромности не принята даже у мусульман.

Сообщение Зачем иудейки бреются налысо появились сначала на Умная.

, Головной убор

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Шалом, уважаемый рав Яков Шуб! Видел Ваш ответ по поводу наращивания волос вместо парика для женщины. Я понимаю, что есть в Галахе разрешение (или даже, как я понял, повеление) носить парик женщине. Но вот лично я никак не могу согласиться и принять в сердце этот вид покрывания головы. Моя жена, барух Ашем, скромная женщина и ходит в головном уборе, покрывая волосы. Проблема, когда с новыми «пиками» моды в ортодоксальных общинах парики становятся все красивее и красивее, длиннее и светлее, и, что очень важно, стоят огромных денег (не мне лезть в чужой карман, но многие женщины покупают их потому, что надо). Мне немногим больше 26 лет, и, как говорится, я в процессе работы над «направлением взора своих глаз». Но даже когда я отворачиваюсь от нескромно одетой женщины как бы автоматически к «кошерно-одетой», то вижу женщину, парик которой очень сильно, честно сказать, привлекает мое внимание и задерживает его на этой особе, иногда и для оценки кошерных туфель на высоких каблуках и очень скромной юбке чуть выше колена. Я говорю правду, так как мне, человеку, который отдает (как правильно выразился рав Кушнир в своих лекциях по шлом-байт — семейному миру) всю энергию в свой дом, мне это очень сильно мешает. И это в последнее время не исключение — районы Байт ва-Ган и Ар-Ноф в Иерусалиме полны такими модницами. Что мне делать? Куда смотреть?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш искренний вопрос. На самом деле проблема, которую Вы поднимаете, волнует не только Вас, но и все религиозное общество. Ведущие раввины нашего поколения, выступая на разных уровнях, осуждают проникновение в наше общество веяний, чуждых традиционным еврейским ценностям. Эти веяния, к сожалению, в первую очередь негативно отражаются на состоянии еврейской семьи и соблюдении законов скромности, которые, в свою очередь, являются основополагающим фактором семейного благополучия. В последнее время в соответствии с мнением ведущих раввинов нашего поколения были разработаны четкие правила скромной одежды Мишмар а-Тора , отражающие специфику современной женской одежды. Кроме того, от наших учителей нам известно, что, помимо установления четких границ, необходимо также создание особой семейной атмосферы, подчеркивающей достоинство еврейской женщины. Такая атмосфера в конечном итоге естественным образом приведет к соблюдению законов скромности.

К сожалению, не всегда в наших силах сразу же решить все проблемы. Поэтому каждый человек должен понимать, что именно он может сделать для улучшения сложившейся ситуации. Как известно, порицание и осуждение других людей часто приводит к обратному эффекту: ссорам и другим негативным последствиям. Наши мудрецы учат: иногда даже запрещено «говорить слова, которые не будут услышаны». Поэтому более целесообразно, как Вы правильно выразились, «отдавать энергию в свой дом» и концентрироваться на наших близких и знакомых, на которых мы способны повлиять и привить им правильное понимание еврейской скромности.

Большинство из нас, к сожалению, не удостоились вырасти в традиционных религиозных семьях, поэтому для того, чтобы понять, как правильно развивать скромность в себе и близких людях, не всегда достаточно полагаться на собственное мнение. Необходимо, чтобы у семьи был контакт с раввином, с которым можно обсудить подобные темы лично. Кроме того, очень важно «быть на связи» с религиозными семьями, в которые можно, например, прийти в гости на субботнюю трапезу и просто пообщаться в неформальной обстановке. Очень часто понятия о скромности и семейных ценностях это своего рода «Устная Тора», которую не всегда можно познать из книг.

Поделиться