Лабиринт минотавра крит как добраться. Минотавр — чудовище из критского лабиринта. Лучшее время для посещения

Одна из самых интересных и известных легенд Древней Греции – это легенда о Минотавре и Тесее .

Лабиринт на Крите был построен по приказу царя Миноса известным древнегреческим инженером Дедалом . Он построил лабиринт настолько запутанным, что потом сам с трудом смог отыскать из него выход. Причина для постройки этого грандиозного сооружения была в необходимости изолировать чудовище Минотавра, который был в виде человека с головой быка. Минотавр на самом деле был сыном жены царя, влюбившейся в быка в результате чар повелителя морей Посейдона и родившей такого страшного сына.

Раз в год в жертву Минотавру привозили из Афин семерых юношей и семерых девушек, которых он съедал. Возможно, конечно, он и не съедал их, а они погибали в безуспешных попытках найти выход из запутанного лабиринта. Однажды попасть к Минотавру в качестве дани пришел черед храброму юноше Тесею. Он задумал убить чудовище, чтобы избавить людей от постоянного кошмара. Но ему еще предстояло потом найти выход из лабиринта. Дочь царя Миноса, Ариадна, дала Тесею клубок ниток, который он разматывал по пути, и по этой нити впоследствии он легко нашел дорогу к выходу. Кстати, выражение «нить Ариадны», благодаря этой истории, стало общеупотребильны м со значением «путеводная нить», которая помогает найти выход из запутанной ситуации или места.

Большинство людей, в том числе ученых, сходятся во мнении, что лабиринт Минотавра находился в Кносском дворце на Крите, если, конечно, он на самом деле существовал, а не был всего лишь мифом. Внутри этот дворец своими запутанными коридорами и величественными залами и вправду похож на лабиринт – помещения в нем выглядят расположенными абсолютно беспорядочно. Хотя Кносский дворец был построен значительно позже, чем появился миф о лабиринте, приверженцев такой теории этот факт нисколько не смущает.

Конечно, существуют и другие версии месторасположени я лабиринта Минотавра. Например, в горных пещерах, переплетенных ходами друг с другом самым запутанным образом. Те, кто придерживается этой версии, рассказывают, что в этих пещерах и сегодня можно встретить загадочных существ, которые не похожи ни на людей, ни на известных животных.

Лабиринт сам по себе в древнем мире символизировал жизнь. Ведь если подумать, наша жизнь на самом деле похожа на лабиринт. Можно сделать шаг – и найти выход из запутанной ситуации. Или же, наоборот, оказаться в тупике, из которого выхода нет, и придется возвращаться на исходную точку, начинать с самого начала. Точно так же, как в лабиринте, можно запутаться и в жизни, оказавшись далеко от выхода или же неожиданно найдя его.

Также лабиринт символизировал борьбу светлых и темных сил, где злые силы, естественно, старались запутать путника, а добрые – привести к выходу. Поэтому символ лабиринта, наделенный такими оккультными значениями, широко использовался в древних магических ритуалах.

И вернемся вновь к лабиринту Минотавра . Большинство туристов, посетивших Кносский дворец, согласно с тем, что этот лабиринт мог находиться здесь. Этот дворец расположен неподалеку от города Ираклион на острове Крит, всего в 5 километрах. Открывается для посетителей Кносский дворец в 8 часов утра, и открыт летом (июнь – октябрь) до 19 часов, а зимой (ноябрь – май) – до 15 часов. Вход на территорию дворца для посетителей платный. Интересные экскурсии дают возможность туристам соприкоснуться с легендарными историями Древней Греции.

Добраться от Ираклиона до Кносского дворца можно как на арендованном автомобиле (около дворца есть бесплатная парковка), так и на автобусе, который довезет вас прямо до места. Автобусы во дворец ходят регулярно как от автостанции Ираклиона, так и от городского фонтана на площади Львов.

Так как лабиринт Минотавра является одним из известнейших мифологических мест, связанных с Критом и Грецией в общем, то появление парка развлечений «Лабиринт» на острове Крит было закономерным. Расположен этот парк неподалеку от города Херсониссос, всего в 4 километрах от него. Добраться можно на такси за 10 евро или на арендованной машине.

Как ясно из названия парка, его центральным аттракционом и является лабиринт, разработанный дизайнером Адрианом Фишером. Он известен тем, что по его проектам было создано около 600 лабиринтов в различных странах мира. Критский лабиринт площадью около 1,3 тысяч квадратный километров выполнен в формате 3D из столбов, панелей, лестницами и мостами, а также башнями, куда можно подняться, чтобы насладиться открывшимся видом. Длина лабиринта более 1 километра, на его прохождение тратится в среднем 30-45 минут. В жаркую погоду рекомендуется взять с собой в лабиринт бутылку с водой и головной убор от солнца.

Парк «Лабиринт» подходит для любого возраста, а дорожки выполнены с учетом возможности передвижения на инвалидных колясках. Кстати, детям до 4 лет вход бесплатный. Суть аттракциона состоит в том, чтобы по указателям прийти в центр лабиринта, где поджидает Минотавр (в виде статуи, конечно), а после этого бежать к выходу. Который, кстати, еще нужно будет найти.

В этом развлекательном парке, конечно же, много и других аттракционов и способов хорошо провести время. В кинозале в течение дня можно посмотреть видеоролики про Минойскую эпоху и повысить свой уровень знаний. Можно поиграть в мини-гольф на небольшом поле, даже с детьми. Детям будет интересно покататься на квадроциклах по трассе длиной в 400 метров. Можно прогуляться по экопарку, чтобы ознакомиться с растительностью острова Крит (травы, овощи, фруктовые деревья). Неподалеку есть настоящая гончарная мастерская, где за символическую плату можно попробовать свои силы в изготовлении глиняной посуды. Любите лошадей? Прогуляйтесь по парку верхом под руководством инструктора. Любителям животных будет интересно посетить мини-ферму, находящуюся в парке «Лабиринт», здесь обитают пони Гектор и Ахиллес, ослик Маркус, кролики, хорек, козлики и разные виды птиц. После всех этих замечательных прогулок можно просто отдохнуть в кафетерии, стилизованном под древность, и насладиться освежающими напитками, салатами и вкусным и разнообразным мороженым.

Мифы Древней Греции рассказывают о существовании Кноссоса (Кносского дворца) , где правил царь Минос, а в Лабиринте его дворца жил ужасный монстр, Минотавр - существо с головой быка и телом человека, питающийся человеческим мясом!

Но если кратко, то начиналось всё с того, что могучий Зевс, верховный бог Олимпа, увидел прекрасную Европу, дочь богатого финикийского царя. Увидел и возжелал. Чтобы не испугать девушку и её подруг, он принял обличье чудесного быка. Шерсть его сверкала, золотые рога были изогнуты, на лбу горело, подобно месяцу, серебряное пятно. Дыхание быка благоухало амврозией, и весь воздух был напоен этим ароматом. Чудесный бык появился на поляне и подошёл к девам, среди которых была Европа, когда те резвились и собирали цветы. Девы окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошёл к Европе, лизал ей руки и ласкался к ней. Затем смирно лёг у её ног, предлагая сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Но неожиданно бык вскочил и помчался к морю. Как ветер нёсся златорогий бык, затем он бросился в море и быстро, подобно дельфину, поплыл по лазурным водам. Волны моря расступались перед ним, и вот вскоре показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему Зевс-бык со своей драгоценной ношей и вышел на берег. Европа стала женой Зевса и жила с тех пор на Крите. Т ри сына родились у неё от Зевса: Минос, Радамантис и Сарпидон. Позже Европа вышла замуж за царя Крита Астериона, который усыновил детей Зевса. После смерти Астериона царём стал старший сын, Минос. Он взял в жёны Пасифаи, дочь бога солнца Гелиоса и нимфы Крити. У них родились 4 сына и 4 дочери, в том числе красавица Ариадна. Вместе они жили в Кносском дворце.

Во время одного великого праздника Минос захотел сделать жертвоприношение в честь бога моря Посейдона и попросил у него, чтобы Посейдон послал для этого великолепное животное (вот странная манера приносить жертвы, сначала их испросив;). В ответ Посейдон отправил из моря прекрасного белого быка. Настолько прекрасного, что Минос пожалел его и принёс в жертву другого быка. Посейдон очень разозлился, и, чтобы наказать Миноса, внушил сластолюбивой царице Парсифаи безумную страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свою извращённую страсть, Парсифаи обратилась к знаменитому мастеру Дедалу. Дедал изготовил пустое чучело коровы, и когда Парсифаи вошла в это чучело, бык воссоединился с ней. От этого отвратительного совокупления родился Минотавр, чудовище с человеческим телом и бычьей головой . Во избежание скандала царь Минос запер Минотавра в Лабиринте , сложном сооружении, который построил для этого Дедал.

Дальнейшая судьба белого быка неизвестна.

Далее миф рассказывает об Андрогеосе, сыне Миноса, который принял участие в играх в Афинах и стал победителем во всех спортивных дисциплинах. Кто-то из обиженных афинян устроил засаду и убил его. Это убийство вызвало гнев Миноса, он тотчас же объявил войну Афинам и отправился в поход. Возмещение ущерба, которое он потребовал у афинского царя Эгея, была намного жестче и позорнее, чем само поражение Афин: каждые 9 лет Эгей должен был отправлять в Лабиринт 7 девушек и 7 юношей. Их запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирало ужасное чудовище.

Тесей и Минотавр

Сын афинского царя, молодой герой Тесей, решил прекратить уплату этой ужасной дани и защитить невинных. Когда в третий раз прибыли послы с Крита за положенной данью, все в Афинах были погружены в глубокую печаль и снарядили корабль с чёрными парусами, Тесей добровольно вошёл в число юношей, отправляемых на Крит, с единственной целью убить Минотавра. Царь Эгей категорически не хотел отпускать своего единственного сына, но Тесей настоял на своём.

На Крите, в Кноссосе, могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного мускулистого юношу. Заметила его и дочь Миноса, Ариадна. Ариадна была очарована Тесеем и решила ему помочь. Зная, что Лабиринт построен так, чтобы попавший туда никогда не смог найти выхода, она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок (нить Ариадны), который помог ему не заблудиться. Тесей привязал нить на входе, и вошёл в Лабиринт, постепенно разматывая клубок. Всё дальше шёл Тесей и, наконец, увидел Минотавра. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на героя. Начался страшный бой. Наконец Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей с помощью нити клубка нашёл выход обратно и вывел всех афинских юношей и девушек. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех кораблей критян, спешно отправился в обратный путь. Ариадна тоже покинула Кноссос и уплыла с Тесеем.

Однако Ариадне и Тесею не суждено было жить вместе долго и счастливо. Тесею пришлось уступить Ариадну богу Дионису. До Афин она не доплыла. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Но это уже другая история...

Корабль Тесея нёсся на своих чёрных парусах по лазурному морю, приближаясь к берегам Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, об уговоре с отцом - он должен был заменить чёрные паруса белыми в случае благополучного возвращения. Эгей ждал своего сына. Вдали показалась точка, вот она растёт, приближаясь к берегу, и уже понятно, что это корабль его сына, корабль под чёрными парусами. Значит, Тесей погиб! В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море, и волны выбросили на берег его безжизненное тело. С тех пор и зовётся море, в котором погиб Эгей, Эгейским.

В это время в Кносском дворце Дедал, которого Минос держал в плену, чтобы он не уехал и не раскрыл секрет Лабиринта, планировал свой побег. С помощью искусственных крыльев, которые были скреплены воском, он улетел вместе со своим сыном Икаром. Дальше вы наверняка всё знаете. Икар, увлекшись полётом, взлетел слишком высоко к солнцу, горячие солнечные лучи растопили воск, и... Икарийским назвали море, в котором погиб юный Икар.

Возможно, вам также будет интересно:

Происхождение Дедала – вопрос довольно запутанный; ответы на него содержались в мифах сравнительно поздних и особой цельностью не отличались. Отцом ремесленника был Метион (Metion), Эвпалам (Eupalamus) или Паламаон (Palamaon), матерью – Алклиппа (Alcippe), Ифиноя (Iphinoe) или Фразимеда (Phrasimede). Детей у Дедала было двое – Икар (Icarus) и Япиг (Iapyx); известен также племянник ремесленника – либо Тал (Talus), либо Пердика (Perdix). В афинских сказания считавшийся обычно критянином, Дедал становится уроженцем Афин, внуком короля Эрехтея (Erechtheus), бежавшего на Крит после убийства своего племянника Талоса (Talos).

Впервые упомянут Дедал был Гомером (Homer), как создателей огромной танцевальной площадки для Ариадны (Ariadne). Прославился, впрочем, Дедал другой постройкой – также воздвигнутой на Крите; созданный им Лабиринт стал приютом для жуткого получеловека-полубыка Минотавра. В классической истории Лабиринта повествуется об афинском герое Тезее (Theseus), сражающем жуткого монстра и находящем выход из переплетений подземелья с помощью нити Ариадны. Несмотря на то, что роль Дедал в этой истории сыграл практически несущественную, он явно не является изобретением Гомера и выступает скорее всего в качестве своеобразной отсылки на историю, которую люди той эпохи должны хорошо знать. Следует отметить, что само имя ремесленника выступает в качестве отсылки на произведения искусства; в языке Гомера словом "дайдала" обозначалось все, к созданию чего прикладывалась рука истинного гения ремесла. Чаще всего этот термин употребляется по отношению к доспехам, однако и обычные предметы быта вполне могли именоваться таким образом.

Интересно, что путаница внутреннего устройства Лабиринта появилась в мифах уже после Гомера; изначально предполагалось, что Лабиринт представлял собой огромный танцевальный зал, построенный для Ариадны. В следующих мифах облик постройки разительно изменился – авторы описывали запутанные переходы, сливающиеся в безвыходную паутину. По Овидию (Ovid), лабиринт оказался настолько сложным, что даже сам Дедал с большим трудом сумел найти из него выход. История о том, как творение Дедала впоследствии было использовано для жуткого чудовища, в какой-то степени симметрична мифу о Дедале и Икаре – в обоих случаях ремесленник создавал нечто, что впоследствии использовалось образом, совершенно неожиданным и скорее негативным.

История о Дедале и Икаре не только более известна – в ней ремесленнику довелось сыграть куда более важную роль. В сравнительно поздней версии мифа, описанной все тем же Овидием, Дедал предстает запертым в башне. После создания Лабиринта ремесленник был едва ли не единственным, кому были подвластны тайны его путей – и выпустить эти тайны в свет правитель Крита не хотел. Покинуть остров по воде Дедал не мог бы в любом случае – корабли, отплывавшие с Крита, обыскивались самым строгим образом. Дорогой к свободе для ремесленника и его сына должен был стать воздух. Собрав воедино большое количество перьев разного размера, Дедал смастерил для себя и Икара крылья; скреплены отдельные элементы крыльев были воском. Закончив работу, Дедал убедился в том, что крылья его действуют должным образом, после чего обучил пользоваться ими и Икара. Перед самым отправлением ремесленник наказал сыну не взлетать слишком уж высоко и не опускаться слишком низко; на большой высоте воск растаял бы от жара солнца, а на малой перья промокли бы от морской пены.Часть дистанции отцу и сыну удалось преодолеть успешно, однако позже мальчик забылся – и взлетел к солнцу. Прогноз отца оправдался; воск растаял, Икар рухнул в море, где и утонул. Опечаленный отец горько переживал из-за того, к чему привело его собственное искусство; место близ той части океана, где погиб Икар, было позже названо в его честь. Миф этот интерпретировался в разное время по разному. Так, во время романтизма Дедала рассматривали, как символ творца-классика, умелого и опытного ремесленника, отличного знающего свое дело и не отходящего от общепринятых принципов; его сын, в свою очередь, представал в виде романтика, бунтующего против формальных принципов эстетики и общественных соглашений – и дорого за это платящего.

Через некоторое время Дедала посетила сама богиня Афина (Athena), даровавшая ему новые крылья и научившая его летать подобно богу. В дальнейшем Дедал отправился на запад, в Сицилию, земли короля Кокала Камикского; здесь ремесленник воздвиг храм Аполлону (Apollo), в котором и повесил – в качестве дара богу – свои крылья. В "Энеиде" (Aeneid) Вергилия (Virgil) храм свой Дедал воздвигает в Кумах (Cumae); позже Энею (Aeneas) приходится на своем пути узреть золотые двери храма.

Минос, меж тем, не прекращает своих поисков; странствуя от города к городу, он предлагает всем сложную загадку-задачу – спиральную раковину, сквозь которую нужно пропустить нить. Кокал тайно предлагает эту загадку Дедалу; тот привязывает нить к муравью и с помощью капельки меда заставляет насекомое пройти сквозь ракушку. Минос понимает, что решить эту задачу мог только Дедал и требует его выдачи; Кокал убеждает Миноса предварительно принять ванну – где правителя Крита и убивают дочери Кокала. В другой версии мифа расправиться с бывшим начальником выдается возможность самому Дедалу – ремесленник убивает Миноса кипятком.

Гордый своими талантами, Дедал весьма болезненно воспринимал саму возможность наличия у него достойных соперников. Одним таким соперником становится его же племянник. Стараниями сестры Дедала, юный Пердика постиг тайны механики; помимо прочего, ему удалось изобрести пилу и компас. Уязвленный талантами конкурента, Дедал подстроил гибель Пердики; умершего после падения с Акрополя (Acropolis) механика Афина превратила в куропатку – а убийце его оставила шрам в виде куропатки на правом плече. После этого отношения Дедала с богиней явно испортились.

Греция – уголок земного рая, омываемый со всех сторон ласковыми морями, обогреваемый из яркой синевы небес щедрым солнцем, расположен в комфортном средиземноморском климате. Знаменитая фраза чеховского героя: «В Греции все есть»,- недалека от истины. В относительно небольшой стране с тысячелетней историей, действительно, есть все: горы, леса, моря и реки, обилие рыбы, фруктов, винограда… и всяких чудес, доставшихся в наследство от Древней Эллады.

Сколько легенд родилось здесь, сколько произведений античной литературы оставили нам древние поэты и писатели, какой огромный интеллектуальный потенциал заложили греческие мыслители и философы, которым до сих пор пользуются их далекие потомки во всем мире.

Если проследить всю историю развития этого государства из глубины веков до нашей эры, можно еще раз убедиться, что только в таких благодатных местах бурлила жизнь, только здесь было достойное место для Богов, о которых сложены легенды, подкрепленные «вещественными доказательствами» в виде монументальных остатков грандиозных строений, одним из которых является Лабиринт Минотавра.

В ней отражена эпоха минойской цивилизации, зародившаяся в XXX веке до н.э., длившаяся до XII века до н.э., и названная по имени царя Миноса, правителя острова Крит. Он создал могущественное государство, имеющее свою армию и флот, которое успешно развивалось, благодаря торговле медью, бронзой и керамикой.

На острове возводились прекрасные дворцы – настоящее чудо архитектуры — для богатой знати. Следы минойской цивилизации были открыты в 1900 году археологом из Англии Эвансом, который и назвал ее минойской. Позже было установлено, что процветающее критское государство сильно пострадало от вулканической катастрофы, произошедшей на соседнем острове и вызвавшей невиданное цунами, дошедшее до Крита.

Былая мощь минойцев закатилась, и, просуществовав еще меньше 3 столетий, ушла в небытие, оставив память о властолюбивом и жестоком царе и его окружении.

Что привезти из Греции — обзор лучших сувениров.

Легенда о Минотавре

Загадочный лабиринт, оставшийся после его правления, оброс легендами, связанными с мифологическими именами богов и людей.

Жители Крита поклонялись быку, считая его культовым животным, как и многие древние европейские племена. Минос, как и остальные греческие цари, должен был приносить быка в жертву Посейдону. Но однажды он нарушил эту обязанность, оставив священное животное у себя. Разгневанный Бог моря коварно наказал строптивого Миноса, вселив порочную страсть в его жену Пасифаю, которая извращенно согрешила с быком и родила в результате человекоподобное существо с бычьей головой, явившегося дьявольским наказанием всему народу Греции.

По приказу царя могучий Дедал построил замысловатый лабиринт, в котором было обречено находиться несчастное исчадие ада – жуткое дитя божьей кары – Минотавр. Одержимый ненавистью к людям из-за своего чудовищного вида, он требовал от провинившегося царя самых красивых юношей и девушек, которых он жестоко терзал, разрывая на части.

Их привозили из покоренных Миносом Афин и бросали в необычную обитель монстра. Горю афинян не было предела, но они были бессильны против вассалов Миноса, приплывающих за очередными жертвами. Благородный Тесей, сын царя Эгея, ставший мужественным и сильным юношей, сам решил уничтожить нелепого монстра и отправился на Крит. Он спустился в лабиринт, блуждая по нему, отыскал Минотавра и убил его. Но перед этим красавца-богатыря увидела мудрая Ариадна, дочь минойского царя и полюбила его с первого взгляда.

Стыдясь такого ужасного брата и ненавидя его, она дала клубок – «Ариаднину нить» в руки возлюбленного, чтобы она служила ориентиром и помогла Тесею выйти из хитроумных изгибов подземелья. Разматывая нить, юноша после сражения с Минотавром смог благополучно выбраться из мрачного убежища человека-быка.

Современный взгляд на мифический лабиринт

Существует научное мнение, что в реальности им являются остатки огромного монументального сооружения Кносского дворца, расположенного в окрестностях критской столицы – Ираклиона. Он поражает своими размерами и нагромождением бесчисленных помещений, соединенных между собой причудливо изогнутыми ходами, которые и можно условно считать знаменитым лабиринтом, если отбросить несоответствие между разницей в сроках возведения дворца и существования минойской цивилизации.

Однако людям хочется верить в чудеса и считать царственные развалины гигантского сооружения древности таинственным лабиринтом. Не только этим ценен уникальный раритет: он – настоящий музей архитектуры и художественного искусства Критского государства, свидетельство высокого уровня развития общества до н.э.

Остатки стен и монументальных колонн, простоявших тысячелетия, иллюстрируют грандиозные возможности и мастерство строителей. А яркие, красочные настенные изображения грациозных гречанок с амфорами в руках просто великолепны, как и танцующие красавицы, одетые в вычурные наряды.

Огромное полотно изображает священного быка, холеного и могучего, на спину которого художник поместил акробата, чтобы сравнить силу и мощь обожествляемого животного с маленьким и слабым человеком. Но умное животное покорно ему, поэтому рядом с ним те, кому он подчиняется.

Поражает роспись одного из парадных залов Дворца необыкновенной эстетичностью оформления, изяществом линий, жизнерадостностью оттенков многочисленных узоров. Повсюду размещены изображения диковинных тотемных животных с птичьими головами. Сохранилось даже подобие трона, отлитое из неведомого материала, над которым не властно время.

Прекрасные фрески с резвящимися дельфинами выглядят необыкновенно экспрессивно, несмотря на некую схематичность изображения. Сколько рук талантливых художников трудилось в этих необъятных чертогах, сколько мастеров создавали такие чудные краски! Классические орнаменты, украшающие по периметру входы, изумляют своей современностью. Обозревая все это, начинаешь думать, как справедливо утверждение, что история движется по кругу.

Критскую культуру ученые причисляют к одной из самых таинственных в мировой истории. Вплоть до 30-х годов XX ст. о ней практически ничего не было известно, пока английский археолог Артур Эванс не сделал открытие, ставшее настоящей сенсацией, возможно, даже большей, чем раскопки гробницы Тутанхамона.

На след древней цивилизации, которая была распространена на всем восточном побережье Греции и на островах Эгейского моря с центром на острове Крит, вышел еще Генрих Шлиман, первооткрыватель легендарной Трои. Но к раскопкам памятников культуры, получившей название «крито-микенская» («крито-минойская»), ученый приступить так и не успел - умер. Зато Эвансу удалось найти нечто совершенно фантастическое, чего не мог предположить даже Шлиман: существование народа и государства, которые были на тысячу лет старше Древней Греции. Впервые воткнув заступ в землю Крита, Эванс встретился с настоящим островом загадок.


Об этой некогда цветущей местности было известно лишь то, что относится к области мифологии. Согласно мифам, здесь родился сам Зевс-громовержец, а затем на Крите царствовал его сын Минос, один из могущественных властителей древнего мира. Искусный мастер Дедал соорудил для царя легендарный лабиринт, который впоследствии стал прообразом всех будущих лабиринтов.

Артур Эванс начал с раскопок близ Кносса. Уже спустя несколько часов можно было говорить о первых результатах, а через две недели изумленный археолог стоял перед остатками строений, которые занимали площадь в 2,5 гектара. На этом огромном прямоугольнике располагалось сооружение, стены которого были сложены из полых кирпичей, а плоские крыши поддерживались колоннами. Но покои, залы и коридоры Кносского дворца размещались в таком причудливом порядке, что посетители рисковали и впрямь заблудиться среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат. Это действительно напоминало лабиринт, что дало повод Эвансу не колеблясь заявить о том, что он нашел дворец Миноса, отца Ариадны и Федры, хозяина ужасного человека-быка Минотавра.

Археолог действительно открыл нечто удивительное. Оказывается, народ, о котором до этого ничего не было известно, утопал в роскоши и сладострастии и, вероятно, на вершине своего развития дошел до того сибаритствующего «декаданса», который уже таил в себе зародыши упадка и регресса.

Жемчужиной моря, драгоценным алмазом, вправленным в синь небес, должна была казаться эта столица приближающимся к острову морякам. По крайней мере, два великих человека - Овидий и Геродот, видевшие Критский дворец в более или менее сохранившемся виде, - описали его в необычайно восторженных тонах. Правда, сами эллины уже смутно представляли себе, что такое лабиринт и каково его предназначение. Они лишь пересказывали предания и красивые легенды, наподобие мифической «нити Ариадны», которая помогла возлюбленному царевны Тесею выбраться из лабиринта.

Достаточно окинуть взглядом план Кносского дворца, чтобы убедиться, что это было грандиозное здание, превосходившее и Ватикан, и Эскориал, и Версаль. Лабиринт состоял из центрального двора, окруженного множеством строений, внутренних двориков, театра и летней виллы царя. Сооружение стоит на прочном фундаменте и образует сложную систему храмов, залов, комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами. Но это отнюдь не беспорядочное нагромождение зданий, а единый архитектурный замысел, один огромный дворец-город, здание-государство, не имеющее аналогов в истории зодчества. Богато разукрашенный вход во дворец представлял собой величественный портик с колоннадой, нижняя часть стены которого была покрыта росписью, перемежающейся фресками со сложными композициями.

Через главный портик посетитель входил в парадный зал, затем в тронный зал и зал для выходов. По полу коридора, ведущего в эту часть дворца, проложена дорожка из плит известняка, окаймленная полосками из синего аспида. Особый ход вел прямо из покоев царя в театр, в царскую ложу, куда Минос проходил, минуя любопытные взгляды толпы. Далее следовали покои царицы, царской семьи, вельмож и приближенных государя.

Вещи, найденные в лабиринте, подтверждают представления о богатстве его обстановки. До нашего времени уцелели предметы и обломки великолепной мебели, среди которых - столы с затейливо сделанными ножками, изукрашенные ларцы из алебастра, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы. Сохранились также статуи и статуэтки богов, изображающие священные символы, весьма распространенные у эгейцев. В кладовых были обнаружены и другие сокровища, к примеру мечи с изящной инкрустацией, мужские пояса с драгоценными камнями, запасы золота. Особенно много было всяких женских украшений - ожерелья, диадемы, браслеты, перстни, серьги, флаконы для духов, ящики для помад и пр.

Эванс нашел также кладовые, заставленные гигантскими сосудами (пифосами) с вином, общая емкость которых составила, по подсчетам археолога, 80 тысяч литров. Таким оказался дворцовый запас одного только питья.

Период расцвета крито-микенской культуры ученые отнесли к 1600 г. до н. э. - предположительному времени жизни и царствованию Миноса, предводителя критского флота и властелина морей. Цивилизация уже переживала явные признаки упадка, ей на смену шла неуемная роскошь, а красота была возведена в культ. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, девушек среди лилий. В живописи, которая раньше была подчинена определенным формам, теперь господствовало буйное сверкание красок, жилище служило не только обителью - оно призвано было услаждать глаз; даже в одежде видели лишь средство для проявления утонченности и индивидуальности вкуса.

Надо ли удивляться тому, что ученые, исследовавшие характер настенных росписей и архитектурных особенностей лабиринта, употребили слово «модерн»? В самом деле, в этом дворце, который не уступал по своим размерам Букингемскому, были и водоотводные каналы, и великолепные банные помещения, и даже вентиляция. Параллель с современностью напрашивалась и в изображениях людей, позволявших судить об их манерах и критской моде. Если в начале среднеминойского периода женщины носили высокие остроконечные головные уборы и длинные пестрые платья с поясом, глубоким декольте и высоким корсажем, то затем их одежда приобрела еще более изысканный вид. И когда сегодня мы говорим, что женщины в подражание мужчинам носят короткие волосы, то критские дамы были с нынешней точки зрения сверхмодницами, ибо имели прически еще короче, нежели их кавалеры.

На стенах Критского лабиринта были обнаружены и другие, более глубокие, и даже философские сюжеты, раскрывающие представление минойцев о мироздании. Это не просто символы, а сама жизнь материи, отражающая ритм космоса, проступающего в керамическом орнаменте. Тем же мироощущением пронизаны и все росписи критских зданий. В центре этих горизонтально бегущих рисунков находится человек, окруженный сверху землей в обрамлении цветов, а внизу - горами. Фигуры напоминают изображение Богини-матери, покровительницы природного мира. «Все течет» - эта мысль Гераклита полностью отражает мироощущение минойской цивилизации.

Строители проявили немалое архитектурное мастерство и фантазию в составлении самого плана дворца. Они искусно разместили отдельные его части, соединив большие залы и храмы в одно целое, не оставив без внимания возможность оптимального освещения здания. С этой целью в лабиринте устроены особые пролеты, внутренние дворики-колодцы, через которые свет падал или на лестницы, или непосредственно в залы, получавшие таким образом освещение е одной стороны. Применение колонн позволяло при этюд увеличивать размеры комнат, приближая их по площади к самым обширным залам современных дворцов.

Тем не менее настал период, когда все это огромное царство с населением не менее ста тысяч человек было по каким-то причинам разрушено. Первую версию гибели Кносса выдвинул все тот же Артур Эванс. Он исходил из того, что- Крит - один из наиболее подверженных землетрясениям район Европы, и потому гипотеза ученого сводилась к тому, что только сильнейший подземный толчок был в состоянии до основания разрушить дворец Миноса.

Однако далеко не все ученые разделяют эту гипотезу. Возражения сводятся к следующему: допустим, что стихийного бедствия, включая землетрясение или пожар, вполне достаточно для разрушения дворцовых построек. Но для гибели всей критской цивилизации - вряд ли.

Вот уже почти столетие историки ищут ответ на этот вопрос. И только в наши дни после очередных раскопок на Крите всплыли новые факты, которые в очередной раз поставили специалистов в тупик. Чем же на самом деле был Кносский лабиринт? Оказалось, что некоторые детали и общая конфигурация ансамбля дают основание предполагать о совершенно ином его предназначении. Не дворцом, а своеобразным колумбарием, то есть священным захоронением умерших людей, - вот чем мог быть на самом деле Кносский лабиринт. Во-первых, люди на фресках показаны не в повседневной одежде и не в бытовой обстановке. И всем им не совсем весело. Ни на одной из фресок ни один человек не улыбается - лица изображены подчеркнуто суровыми и сдержанными. Утонченные и изысканные женщины с открытой грудью одеты в голубоватые платья и переднички с вышитыми на них горными цветками. Можно прийти к выводу, что перед нами не придворные артистки, а плакальщицы. Кстати, жрицы Древнего Египта тоже обнажали грудь во время панихиды, а Геродот писал о сходном знаке траура у греков.

В Кносском лабиринте было довольно большое помещение со ступенчатыми трибунами, которое коллеги Эванса назвали «придворным театром увеселений». На одной из знаменитых фресок есть изображение этого «театра». Ничего праздничного там тоже усмотреть нельзя. Четырнадцать жриц на прямоугольной сцене стоят в ритуальных позах, одеты они в голубые платья. На трибунах - женщины с белыми лицами и мужчины с коричневой краской на лице, что может означать ритуал, который был в обиходе при отпевании покойников. Словом, вполне возможно, что здесь происходит отпевание, на которое собрались родственники умершего.

Впрочем, еще раз надо подчеркнуть, что это лишь гипотеза, которая ждет своего подтверждения, попытка нового прочтения истории Кносского лабиринта. Его загадка и по сей день остается не до конца разгаданной. Возможно, главные открытия еще впереди, если найдутся специалисты, которым выпадет удача полностью расшифровать надписи, получившие название «критское линейное письмо В», и весьма вероятно, что древняя цивилизация предстанет в еще более удивительном свете.
А что мы знаем про сам лабиринт?

По преданиям, этот лабиринт был построен Дедалом для того, чтобы заключить в него Минотавра. Средневековые ученые считали этот лабиринт самым сложным из всех когда-либо созданных. Математические шансы выбраться оттуда крайне малы, Дедал так остроумно использовал психологические факторы поведения, что вероятность побега из лабиринта практически равняется нулю. Если же проходы этого лабиринта были в метр шириной, а стены – по 30 сантиметров толщиной, единственный ведущий из него путь имел бы длину более километра. Вероятней всего, что любой человек скорее умер бы от голода или жажды, прежде чем отыскал бы выход.

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А.Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки. Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

Лабиринт - это настоящий Миф, это рассказ о героях и событиях, которые историческая наука не признаёт реальными, но рассматривает как символы. Мы считаем, что в основе любого мифа, любого образа, любого символического повествования лежит реальность, пусть не всегда историческая. Миф точно описывает реальность психологическую: человеческие переживания, психические процессы и формы скрываются за символами, которые передавались из поколения в поколение и наконец дошли до нас, чтобы мы разгадали их, сняли с них вуаль и вновь увидели их сокровенный смысл, осознали их глубинную суть. Миф о Лабиринте - один из древнейших, он похож на мифы всех древних цивилизаций, говорящие, что лабиринт - это труднопроходимый и неясный путь, на сложных и извилистых тропах которого немудрено затеряться.

Иногда в сюжет этого мифа вплетается рассказ о необыкновенном человеке, о герое или мифическом персонаже, который преодолевает лабиринт и находит ключ к решению загадки, представшей перед ним в форме пути. Когда мы говорим о лабиринтах, то сразу же вспоминаем самый известный из них, о котором сохранилось свидетельство в греческой мифологии - в простой и доступной форме, близкой к детской сказке: лабиринт острова Крит. Я не хочу говорить о нём так же упрощённо, как это делается в известных легендах, мы откроем более глубокие его пласты и проанализируем археологические находки, сделанные на Крите, чтобы понять, чему поклонялись критяне и чем в действительности был для них лабиринт. И мы увидим, как этот рассказ приобретёт сложную символическую форму, и он уже не будет казаться нам таким детским.

Итак, одним из древних символов Крита, связанных с его верховным божеством, была обоюдоострая секира, которую можно представить в виде двух пар рогов, одна из которых направлена вверх, другая вниз. Эта секира связывалась со священным быком, культ которого был широко распространён на Крите. Она получила название Лабрис и, согласно более древней традиции, послужила орудием, с помощью которого бог, позже получивший от греков имя Арес-Дионис, прорезал Первый Лабиринт. Вот его история. Когда Арес-Дионис, бог изначальных времён, очень древний бог, сошёл на землю, ничто ещё не было сотворено, ничто не обрело ещё форму, существовал лишь мрак, темнота. Но, согласно легенде, с небес Аресу-Дионису было дано орудие, Лабрис, и именно этим орудием, этим оружием он сотворил мир.

Арес-Дионис начал ходить посреди мрака, описывая круг за кругом. (Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего начинаем ходить по кругу; так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Мы дали такое сравнение, потому что с самого начала хотим подчеркнуть, что символизм лабиринта связан с определёнными атавизмами, присущими человеку.) И вот Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал и которая с каждым шагом становилась светлее, и называется «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».

Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет - он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим - свою внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он создал свет в самом себе; так же как он прорезал внешний путь, он прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.

Таков символизм критского мифа о лабиринте, самого древнего из дошедших до нас. Более поздние предания мы знаем намного лучше. Самое известное из них - миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом, удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём. Имя Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков означает «Тот, кто создаёт», «Тот, кто работает руками, строит». Дедал - символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов, коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле слова, возможно сходном с символикой самого первого божества, построившего во мраке Лабиринт Света.

Лабиринт Дедала не был ни подземным сооружением, ни чем-то тёмным и извилистым; это был огромный комплекс домов, дворцов и парков, задуманный так, что тот, кто в него входил, не мог найти выхода. Дело не в том, что лабиринт Дедала был ужасен, а в том, что из него невозможно было выйти. Дедал построил этот лабиринт для критского царя Миноса, почти легендарного персонажа, чьё имя позволяет нам познакомиться с очень древними преданиями всех народов той эпохи. Минос жил в сказочном дворце, и у него была жена Пасифая, из-за которой разыгралась вся драма, связанная с лабиринтом.

Желая стать царем, Минос рассчитывал на помощь ещё одного могущественного бога, повелителя вод и океанов Посейдона. Для того чтобы Минос чувствовал его поддержку, Посейдон совершил чудо: из вод и морской пены он создал белого быка и подарил его Миносу в знак того, что тот действительно является царём Крита. Однако, как говорит греческий миф, случилось так, что супруга Миноса безнадёжно влюбилась в белого быка, мечтала только о нём и желала лишь его. Не зная, как к нему приблизиться, она попросила Дедала, великого строителя, соорудить огромную бронзовую корову, прекрасную и привлекательную, чтобы бык ощутил влечение, в то время как Пасифая скроется внутри неё. И вот разыгрывается подлинная трагедия: Дедал создаёт корову, Пасифая прячется в ней, бык подходит к корове, и от этого странного союза женщины и быка появляется наполовину бык, наполовину человек - Минотавр.

Это чудовище, этот монстр поселился в центре лабиринта, который в тот же миг превратился из комплекса парков и дворцов в мрачное место, внушающее страх и печаль, в вечное напоминание о несчастье царя Крита. Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощённое толкование трагедии Пасифаи и Белого быка. Например, в легендах доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о том, что миллионы лет тому назад, на определённом этапе эволюции человека, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого извращения и нарушения законов природы на земле появились настоящие чудища, гибриды, которых сложно даже описать. Они вселяли страх не только потому, что обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться, от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти события не сотрутся из памяти человечества.

Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент стерлись из памяти людей. С другой стороны, чудовище, Минотавр - это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля. Проходят годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне, облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий всеми достоинствами, - Тесей. Он даёт себе обещание не принимать правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не убьёт Минотавра.

Тесей сам записывается в число юношей, которые должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую роль. Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход. В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда - кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.

Нам предстоит решить ещё одну загадку: Ариадна передаёт Тесею не клубок - а веретено с нитками. И, проникая в глубь лабиринта, Тесей разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить и снова сматывая её, и из лабиринта выносит уже действительно клубок - идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с которым Тесей идёт в лабиринт, символизирует несовершенство его внутреннего мира, который он должен «развернуть», то есть пройти ряд испытаний.

Шар, что он создаёт, подбирая нить, - это совершенство, которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и выйдя из лабиринта. Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом

В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде, родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты. Мы встречаем их и в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру. В Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В его галереях проводились церемонии, посвящённые времени, эволюции, а также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь центра, что означало встречу с истинным человеком. Согласно истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь очень малой частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым, что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида. Сегодня мы уже не можем увидеть этот лабиринт, у нас есть только свидетельство Геродота. Долгие века за особенности изложения люди называли его отцом истории, Геродотом правдивым и давали ещё много похожих имен, но когда не все его описания подтвердились, мы, естественно, решили, что Геродот не всегда был уверен в своих словах. С другой стороны, современная наука подтвердила истинность стольких его описаний, что, наверное, стоит набраться терпения и подождать - вдруг археологи откроют лабиринт, о котором писал греческий историк. Немало лабиринтов было и в готических соборах Средних веков.

Один из самых известных, изображения которого довольно распространены, - лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы кто-то в нём затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в Мистерии. Действительно, потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги исключительно символические, все повороты и перепутья видны. Самое главное здесь - достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с божествами. Очень похоже, что все подобные мифы древности и все символические лабиринты готических соборов отражают не столько историческую реальность, сколько психологическую. А психологическая реальность лабиринта жива и поныне. Если в древности говорили об инициатическом лабиринте как о пути, проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить о лабиринте материальном и психологическом. Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то, с чем мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живём и как себя проявляем, - всё это часть одного лабиринта. Сложность в другом: тот, кто попадал в критские парки и дворцы, даже не подозревал, что вошёл в лабиринт; так и мы в нашей повседневной жизни не осознаём, что находимся в лабиринте, который затягивает в себя человека.

С психологической точки зрения смятение Тесея, жаждавшего убить Минотавра, имеет ту же природу, что и смятение человека, который растерян и испуган. Мы испуганы потому, что чего-то не знаем и не умеем; испуганы потому, что чего-то не понимаем и из-за этого чувствуем себя неуверенными. Наш страх обычно проявляется в том, что мы не можем выбрать, не знаем, куда идти, чему посвятить свою жизнь; он проявляется в вечной обыденности и посредственности, изнурительной и печальной: мы готовы на всё, лишь бы не принимать решения и не проявлять хотя бы немного твердости. Растерянность - ещё одна болезнь, которая преследует нас в современном лабиринте на психологическом плане. Эта растерянность возникает оттого, что нам самим очень сложно решить, кто мы, откуда пришли и куда идём. Эти три вопроса - главная причина нашей растерянности, хотя они столь просты и бесхитростны, что кажутся нам детскими. Есть же какой-то смысл в нашей жизни, кроме постоянного пребывания в растерянности? Для чего мы работаем и ради чего учимся? Для чего мы живём и что такое счастье? К чему мы стремимся? Что такое страдание и как его распознать? С психологической точки зрения мы по-прежнему блуждаем в лабиринте, и, хотя в нём нет чудовищ и узких коридорчиков, нас постоянно подстерегают ловушки. И конечно же именно миф предлагает нам решение. Тесей не входит в лабиринт с пустыми руками, и было бы странно, если бы мы с пустыми руками искали выход из него. Тесей берёт с собой два предмета: секиру (или меч - как вам больше нравится), чтобы убить чудовище, и веретено с нитками, свой клубок, чтобы найти путь обратно.

< http://infoglaz.ru/?p=35047

Поделиться