Министр иностранных дел при николае первом. Министры иностранных дел России ХlХ в. Внешнеполитическое ведомство после распада ссср

Леонид Михайлович Млечин

МИД. Министры иностранных дел. Внешняя политика России. От Ленина и Троцкого - до Путина и Медведева

Предисловие

Сергей Викторович Лавров - всего лишь четырнадцатый министр иностранных дел с октября 1917 года. Для сравнения: и министров внутренних дел, и руководителей госбезопасности за эти десятилетия сменилось больше двадцати.

Среди министров-дипломатов было три академика (Евгений Примаков, Вячеслав Молотов и Андрей Вышинский) и один член-корреспондент Академии наук (Дмитрий Шепилов). Были блистательно образованные люди и те, кто вовсе не знал иностранных языков и до назначения министром почти не бывал за границей. Двое из них дважды занимали свой пост - Вячеслав Молотов и Эдуард Шеварднадзе. Самое короткое время министрами были Борис Панкин - меньше трех месяцев, Лев Троцкий - пять месяцев и Дмитрий Шепилов - восемь с половиной месяцев. Дольше всех Андрей Громыко - двадцать восемь лет.

Трое длительное время были исключены из истории дипломатии: это Троцкий, Вышинский и Шепилов. Четвертого - Молотова - одни с проклятиями вычеркивали из истории, другие триумфально возвращали.

Сэр Генри Уоттон, британский поэт и дипломат, в 1604 году написал на форзаце книги свое определение дипломата, которое получило широкое распространение: «Добропорядочный человек, посланный за границу, чтобы лгать от имени своей страны». Это определение превращает дипломата всего лишь в исполнителя.

Все министры уверяют, что разработка внешней политики - прерогатива первого лица, что они лишь исполняют волю генерального секретаря или президента. Но это лукавство. На формирование политики личность министра оказывает решающее влияние. Молотов привнес в политику догматизм и упрямство, которых не было у Сталина. Шеварднадзе шел дальше Горбачева в партнерстве с Западом. При одном и том же президенте Ельцине Козырев пытался сделать Россию союзником Запада, а Примаков отказался от этой линии.

Эдуард Шеварднадзе перестал быть министром, потому что исчезло само государство - Советский Союз. Дмитрий Шепилов ушел с поста министра на повышение - секретарем ЦК. Андрей Громыко ненадолго занял высокую, но безвластную должность председателя Президиума Верховного Совета СССР. Евгений Примаков под аплодисменты Государственной думы переместился с поста министра прямо в кресло главы правительства. Обратный путь проделал Молотов: он с поста председателя Совета министров переехал в Министерство иностранных дел.

Одиннадцать из четырнадцати министров подвергались жесткой критике: одни - еще находясь при должности, остальные - после отставки или даже после смерти. Некоторых из них проклинают как монстров и демонов и по сей день. Исключение - Евгений Примаков. Он на посту министра обрел еще больше сторонников и поклонников.

Из четырнадцати наркомов и министров восемь были отправлены в отставку или ушли сами по причине недовольства их работой. У хозяев ведомства внутренних дел судьба пострашнее - шестерых расстреляли, двое покончили с собой; из руководителей Лубянки расстреляли пятерых, другие попали в тюрьму или в опалу. Министров иностранных дел Бог миловал. Даже Максима Литвинова, жизнь которого висела на волоске, Сталин почему-то не уничтожил.

Сегодня жизнь стала проще. Ушедший с поста министра (явно не по собственному желанию) Игорь Иванов остается заметной фигурой. Но в определенном смысле всем героям этой книги можно посочувствовать.

Знаменитый историк Евгений Викторович Тарле навестил однажды не менее знаменитого юриста Анатолия Федоровича Кони. Кони жаловался на старость. Тарле сказал:

Что вы, Анатолий Федорович, грех вам жаловаться. Вон Бриан старше вас, а все еще охотится на тигров.

Аристид Бриан в XIX веке был премьер-министром Франции и министром иностранных дел.

Да, - меланхолически ответил Кони, - ему хорошо. Бриан охотится на тигров, а здесь тигры охотятся на нас.

Читатель быстро увидит, что эта книга посвящена не только наркомам и министрам иностранных дел, внешней политике и дипломатии. Это еще один взгляд на историю нашей страны с 1917 года и по сей день…

Часть первая

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕВОЛЮЦИЯ

ЛЕВ ДАВИДОВИЧ ТРОЦКИЙ: «РЕВОЛЮЦИИ НЕ НУЖНА ДИПЛОМАТИЯ»

В одно из октябрьских воскресений 1923 года председатель Реввоенсовета республики, народный комиссар по военным и морским делам, член политбюро Лев Давидович Троцкий поехал на охоту, сильно промочил ноги и простудился.

«Я слег, - писал он в автобиографической книге. - После инфлюэнцы открылась какая-то криптогенная температура. Врачи запретили вставать с постели. Так что я пролежал остаток осени и зиму. Это значит, что я прохворал дискуссию 1923 года против «троцкизма ». Можно предвидеть революцию и войну, но нельзя предвидеть последствия осенней охоты на утку ».

Болезнь действительно оказалась роковой. На столь печально окончившуюся для него охоту Троцкий отправился в роли второго человека в стране, чья популярность была сравнима с ленинской. Когда он через несколько месяцев поправится, то обнаружит, что превратился в гонимого оппозиционера, лишенного власти и окруженного непримиримыми врагами. И все это, по мнению Троцкого, произошло оттого, что неизвестная болезнь выбила его из колеи.

Врачи прописали председателю Реввоенсовета постельный режим, и он старательно лечился. Пока партийный аппарат поднимали на борьбу с «троцкизмом », Лев Давидович находился в подмосковном санатории и, занятый своей болезнью, плохо понимал, какие перемены происходят в стране. Ну что, в самом деле, можно требовать от человека, которого измучила высокая температура, который вынужден ограничивать свое общение кругом кремлевских врачей ?

Нетрудно, впрочем, заметить разительный контраст между Троцким и Лениным: уже смертельно больной, Владимир Ильич, несмотря на строжайшие запреты врачей, пытался участвовать в политической жизни страны и влиять на нее. Троцкий же, заболев, решительно отдаляется от всех дел, размышляет, вспоминает, пишет. Ленин рвется к делу. Троцкий охотно принимает рекомендации врачей: отдыхать и лечиться.

Большевистские лидеры, компенсируя трудности и неудобства былой жизни, быстро освоили преимущества своего нового положения. Они лечились за границей, в основном в Германии, ездили в санатории, уходили в длительный отпуск. И не спорили, когда врачи, тонко чувствовавшие настроения своих высокопоставленных пациентов, предписывали им отдых в комфортных условиях.

Воронцов Александр Романович (1741-1805) - министр иностранных дел в 1802-1804 гг. Окончил Страсбургскую военную школу. В 1761 г. - поверенный в делах в Австрии, в 1762-1764 гг. - полномочный министр в Англии, а затем в Голландии. В последующем занимал ряд государственных постов, не связанных с внешней политикой (президент Коммерц-коллегии и др.). В качестве члена Госсовета (с 1787) являлся одним из руководителей внешней политики России. С 1792 по 1801 г. в отставке. С 1802 г. - государственный канцлер. Своей главной задачей считал обеспечение внешнеполитической независимости России от Франции. В начале 1804 г. вышел в отставку по состоянию здоровья.

Чарторыйский Адам Ежи (Адам Адамович) (1770- 1861) - министр иностранных дел России в 1804-1806 гг. Принадлежал к одному из старых аристократических родов Польши. С 1795 г. - на русской службе. Вскоре - адъютант великого князя Александра Павловича, один из ближайших его советников. После переворота 1801 г. - один из членов Негласного комитета. С 1802 г. - товарищ министра иностранных дел. С 1804 г. - министр. По его собственному признанию, главной своей задачей считал создание наиболее благоприятных условий для восстановления независимости Польши. С этой целью в 1805 г. выдвинул проект отторжения от Пруссии и Австрии польских земель с последующим присоединением к ним принадлежавших России бывших польских территорий. Александр I должен был стать польским королем, а между Россией и Польшей установлена династическая уния. Александр I не отверг этого проекта, но последовавшее русско-прусское сближение сделало его невозможным. Это вызвало отставку Чарторыйского. В 1815 г. вошел в состав временного правительства Царства Польского. Вскоре покинул его. Во время польского восстания 1830-1831 гг. занял пост председателя повстанческого правительства. После поражения восставших уехал в Париж.

Будберг Андрей Яковлевич (1750-1812) - министр иностранных дел в 1806-1807 гг. Был известен своей антифранцузской ориентацией. Этим во многом объясняется его назначение министром в период максимального обострения отношений между Россией и Францией. По его настоянию подписанный в 1806 г. Парижский мирный договор с Наполеоном не был одобрен Госсоветом. После заключения Тильзитского мира с Францией подал в отставку.

Румянцев Николай Петрович (1754-1826) - министр иностранных дел в 1807-1814 гг. Дипломатическую службу начал в качестве полномочного министра во Франкфурте-на-Майне при сейме Священной Римской империи и курфюрстском округе Нижнего Рейна. Во время Великой Французской революции был посредником между Екатериной II и Бурбонами. При Павле I находился в опале. С 1802 по 1808 г. занимал должности директора водных коммуникаций и министра коммерции. Назначение его министром после заключения Тильзитского мира должно было продемонстрировать Наполеону благожелательное отношение к нему Александра I. Стремясь найти точки взаимных интересов двух стран, Румянцев в 1808 г. вел переговоры с послом Франции Коленкуром об условиях раздела Турции между двумя странами. Был сторонником сближения с Францией даже в условиях нового обострения с ней отношений. В 1809 г. вел переговоры о заключении Фридрихсгамского мира, за что был удостоен звания канцлера. С началом Отечественной войны просил об отставке, но получил ее лишь после разгрома Франции.

Вейдемейер Иван Андреевич (1752-1820) - управляющий Коллегией иностранных дел в 1814-1816 гг. Действительный тайный советник. Член Государственного совета (1810).

Нессельроде Карл Васильевич (1780-1862) - министр иностранных дел в 1816-1856 гг. Дипломатическую карьеру начал в 1801 г. чиновником русской миссии в Берлине, откуда вскоре был переведен в Гаагу, а затем вновь в Берлин и Париж. С началом Отечественной войны находился в армии, при Александре I. После отставки Румянцева был назначен в 1814 г. докладчиком по делам иностранного ведомства, а в 1816 г. ему было поручено возглавить МИД. После увольнения в 1822 г. в отставку Каподистрии стал единственным руководителем МИД. По мнению современников, не отличался проницательным умом и твердым характером. Побил все рекорды пребывания в должности министра иностранных дел, занимая его в течение 40 лет. Во многом это объяснялось тем, что, не имея собственной линии во внешней политике, Нессельроде был отличным проводником идей монархов, за что его порой с усмешкой именовали "Кисель-вроде". Самой крупной внешнеполитической ошибкой Нессельроде явился неверный прогноз реакции ведущих европейских стран на возможную войну России против Турции в начале 50-х гг. Он полагал, что России никто препятствовать не будет. В итоге Россия оказалась в международной изоляции и под ударом не только Турции, но и выступивших на ее стороне Англии и Франции. Сразу после заключения Парижского мирного договора был уволен в отставку Александром II.

Каподистрия Иоанн (Иоанн Капо д"Истрия) (1776- 1831) - второй статс-секретарь, управляющий азиатскими делами МИД в 1815-1822 гг. Родом с о. Корфу. Окончил Падуанский университет. Статс-секретарь Ионической республики по иностранным делам. После передачи Россией Наполеону протектората над Ионическими островами (1807) перешел на русскую службу. Основной задачей внешней политики России считал отторжение у Турции европейских владений и создание на Балканах христианских государств под протекторатом России. Для нейтрализации образевавшегося после наполеоновских войн англо-австрийского блока предлагал развивать союзные отношения России с Францией. После ухода в отставку выехал в Женеву, а оттуда в Грецию, где был избран президентом. В ходе спровоцированных Англией и Францией выступлений был убит 9 октября 1831 г.

Горчаков Александр Михайлович (1798-1883) - министр иностранных дел в 1856-1882 гг. Государственный канцлер. Светлейший Князь. Один из крупнейших дипломатов XIX в. Первые дипломатические шаги были предприняты им на постах секретаря посольства в Лондоне (1824), поверенного в делах во Флоренции (1829), советника посольства в Вене (1832). Будучи представителем при Германском союзе (с 1850), стремился укрепить влияние России на второстепенные германские государства. Представлял Россию на Венской конференции 1855 г., где в условиях военного поражения России в Крымской войне сделал ставку на развал англо-французского альянса. С этой целью предпринял сепаратные переговоры с Францией, за что был осужден министром Нессельроде. После Парижского конгресса был назначен министром иностранных дел. Широко известна его фраза из директивы русским послам за границей: "Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, она сосредоточивается". Сумел вбить клин в антирусскую коалицию европейских держав. Результатом этого курса стал отказ от кабальных статей Парижского мира сразу после свержения Наполеона III. Горчаков всегда выступал против революционных потрясений (революции 1848 г. во Франции, Парижской коммуны и др.). С созданием Германской империи стал более осторожен в отношениях с Германией. Не сочувствовал идеям "Союза трех императоров", заключенного главами государств Германии, России и Австро-Венгрии. В 1875 г. дипломатическая позиция Горчакова уберегла Францию от новой агрессии Германии. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. занял колеблющуюся позицию, считая, что Россия еще не готова занять Константинополь и война может привести лишь к "полумиру". Эта позиция во многом определила падение популярности Горчакова. В 1879 г. управление МИД перешло к Гирсу. В 1882 г. Горчаков получил формальную отставку.

Гире Николай Карлович (1820-1895) - министр иностранных дел в 1882-1895 гг. Службу начал в Азиатском департаменте МИД России. В 1850-1875 гг. занимал различные дипломатические посты на Ближнем Востоке, был посланником в Швейцарии и Швеции. С 1875 г. - управляющий Азиатским департаментом, товарищ министра иностранных дел. С 1879 г. фактически руководил МИД. В 1882 г. сменил официально Горчакова на посту министра. Считал, что внешняя политика - средство укрепления внутреннего положения монархии. Был идеологом "мирного десятилетия" Александра III. Главнейшее средство сохранения мира видел в укреплении союза с Германией и Австро-Венгрией. Прогерманская ориентация Гирса сказывалась на балканской (в особенности болгарской) политике России. Несмотря на это, Гире был вынужден обеспечить франко-русское сближение, которое Александр III рассматривал как важнейший инструмент обеспечения безопасности в Европе.

Лобанов-Ростовский Алексей Борисович (1824-1896) - министр иностранных дел в 1895-1896 гг. На дипломатической службе с 1844 г. С 1863 г. вышел в отставку и проживал во Франции. В 1878 г. был назначен послом в Константинополь. В отличие от Горчакова считал, что если Россия должна идти на какие-то уступки, то их следует сделать в пользу Турции для снятия напряженности в отношениях с ней. Выступал одним из разработчиков Константинопольского мирного договора 1879 г. В 1879-1882 гг. - посол в Лондоне, в 1882-1895 гг. - в Вене. Стал за эти годы одним из самых влиятельных послов России. В 1895 г. назначен послом в Берлин. После смерти Гирса стал министром иностранных дел. Был сторонником перенесения центра тяжести во внешней политике России из Европы на Дальний Восток. Первые его шаги там принесли успех - Япония уступила России аренду Ляодунского полуострова, а позже был подписан и договор о совместном протекторате России и Японии в Корее. Однако именно эта активность России подстегнула Японию к началу подготовки войны с ней.

Шишкин Николай Павлович (1830-1902) - министр иностранных дел России в 1896-1897 гг. С 1852 г. работал в Азиатском департаменте МИД. В 1857 г. получил назначение в Париж, в 1859 г. - в Бухарест, в 1861 г. - в Адрианополь, в 1863 г. - в Белград. С 1875 г. - чрезвычайный посланник и полномочный министр при Североамериканских Соединенных Штатах. С 1880 г. - на таком же посту в Греции. С 1884 г. состоял при дворе короля Швеции и Норвегии. Действительный тайный советник. С 1891 г. - товарищ министра иностранных дел. С 14 января 1895 г. - временный управляющий МИД. С 24 марта 1896 г. - статс-секретарь его величества. Возглавлял министерство в краткий период с 19 августа 1896 г. по 1 января 1897 г. С 1897 г. - член Государственного совета.

Муравьев Михаил Николаевич (1845-1900) - министр иностранных дел в 1897-1900 гг. Начал дипломатическую службу в 1864 г. в канцелярии Министерства иностранных дел. С 1867 г. служил в русских миссиях в Штутгарте, Стокгольме, Гааге, Берлине и др. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был назначен советником посольства в Париж, а в 1884 г. - в Берлин. С 1893 г. - посланник в Копенгагене. 1 января 1897 г. был назначен управляющим МИД, а 13 апреля того же года - министром иностранных дел России. Как и Лобанов-Ростовский, считал, что центр тяжести внешней политики России следует перенести на Дальний Восток. Заключил с Австро-Венгрией соглашение о соблюдении статус-кво на Балканах. Предлагал активно развивать русскую экспансию в Корею. При нем русские военные корабли и войска вошли в Порт-Артур и Дальний. Было заключено соглашение с Китаем о постройке КВЖД. В 1898 г. по поручению Николая II выступил с предложением о созыве международной конференции по разоружению. Вел переговоры с Испанией об аренде Россией Сеуты (Африка) для противостояния Англии. Активизировал русскую политику на Ближнем и Среднем Востоке в условиях, когда Англия была занята войной с бурами. В итоге Россия восстановила прямые отношения с Афганистаном, усилила свои позиции в Персии и в Турции. Предлагал более взвешенно и внимательно строить отношения России с Китаем.

  • 6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.
  • 7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
  • 8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.
  • 9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. И дипломатия Нового времени.
  • 3 Узла противоречий:
  • 10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость сша 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)
  • 11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода хв.
  • 12. Дипломатия в условиях глобализации.
  • 13,14. Дипломатическое и консульское право как отрасли международного права: общая характеристика. Дипломатическое и консульское право в системе международного права.
  • 16. Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях: общая характеристика.
  • 17. Дипломатический корпус: статус в стране пребывания, привилегии и иммунитеты.
  • 18. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений рф.
  • 19. Мид рф – структура и функции.
  • 19. Мид рф – структура и функции.
  • 20. Министры иностранных дел рф 1992-2004. Персональный статус и политический вес.
  • Основное место работы, должность
  • Основные этапы биографии
  • 21.Современная дипломатия сша. Госдепартамент сша.
  • 22. Мид Франции:
  • 23. Foreign Office – структура, функции…..
  • 24. Федеральное Министерство иностранных дел фрг: структура и полномочия
  • 25. Официальные интернет-сайты внешнеполитических ведомств сша, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.
  • 26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?
  • 27. Признание государств и установление дипломатических отношений.
  • 28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.
  • 29. Дипломатические ранги: иерархия и порядок присвоения.
  • 30. Дипломатические рангиvsдолжности в центральном аппарате мид и зарубежных представительствах рф
  • 31. Дипломатическая служба в специальных миссиях и постпредставительтвах рф при международных организациях.
  • 32. История становления консульских представительств.
  • 33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.
  • III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.
  • 34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.
  • 35. Основные формы и направления дипломатической службы: общая характеристика
  • 36. Информационно-аналитическая функция.
  • 37. Экономическая и культурная дипломатия мид рф
  • 38. Департамент информации и печати, пресс-центр мид: функции и полномочия
  • 39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
  • 40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
  • 41. Типология, структура и функции переговоров
  • 42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
  • 43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
  • 44. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы. Требования к дипломатическим документам.
  • 45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
  • 46. Сущность и значение дипломатического протокола.
  • 47. Задачи дгп мид рф.
  • 48. Протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей.
  • 49. Виды дипломатических приемов, подготовка и проведение дипломатического приема.
  • 50. Деловой и дипломатический этикет: общее и различное.
  • 20. Министры иностранных дел рф 1992-2004. Персональный статус и политический вес.

    Министры:

    КОЗЫРЕВ Андрей Владимирович (Назначен 11 октября 1990. Повторно назначен 25 июля 1991, 14 ноября 1991, 23 декабря 1992. Освобожден от должности 5 января 1996 в связи с избранием депутатом Государственной Думы)

    ПРИМАКОВ Евгений Максимович (Назначен 9 января 1996. Повторно назначен 14 августа 1996 - IX.1998)

    Лавров Сергей Викторович

    Сергей Лавров родился 21 марта 1950 года в Москве. В 1972 году окончил МГИМО. После окончания института работал в посольстве СССР в Шри-Ланке. В 1976 - 1981 гг. работал в отделе международных экономических организаций МИДа третьим, вторым секретарем. В 1981 - 1988 гг. - первый секретарь, советник, старший советник постоянного представительства СССР при ООН. В 1988 - 1990 гг. - заместитель, первый заместитель начальника Управления международных экономических отношений МИДа СССР. В 1990 - 1992 гг. занимал должность директора Департамента международных организаций и глобальных проблем МИД РФ, в 1992 - 1994 гг. - заместителя министра иностранных дел - директора Департамента международных организаций и глобальных проблем. В 1994 году был назначен постоянным представителем России при ООН, а также в Совете транспорта и связи. 9 марта 2004 года указом Президента РФ назначен на пост министра иностранных дел РФ в Правительстве Михаила Фрадкова. В мае 2004 года после вступления в должность избранного на следующий срок Президента РФ Владимира Путина вновь назначен на пост министра иностранных дел РФ. Постоянный член Совета Безопасности РФ. Председатель Комиссим РФ по делам ЮНЕСКО (с апреля 2004).

    Примаков Евгений Максимович

    Президент Торгово-промышленной палаты РФ

    Родился 29 октября 1929 г. в Киеве. В 1953 г. окончил Московский институт востоковедения, в 1956 г. - аспирантуру Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 1956 - 1970 гг. - корреспондент Госкомитета по радиовещанию и телевидению, газеты "Правда".1970 - 1977 гг. - заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. 1977 - 1985 гг. - директор Института востоковедения АН СССР. 1985 - 1989 гг. - директор Института мировой экономики и международных отношений. 1989 - 1990 гг. - председатель Совета Союза Верховного Совета СССР, председатель Парламентской группы СССР. 1989 - 1990 гг. - кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1991 г. - первый заместитель председателя КГБ СССР - начальник 1-го Главного управления. 1991 - 1996 гг. - директор Центральной службы разведки СССР, директор службы Внешней разведки России. С января 1996 г. - министр иностранных дел Российской Федерации. В апреле 1998 году после отставки правительства Черномырдина указом президента назначен на пост министра иностранных дел в новом кабинете министров. 23 августа 1998 года Президент России Борис Ельцин отправил в отставку кабинет министров во главе с Сергеем Кириенко. Временно исполняющим обязанности премьер-министра был назначенВиктор Черномырдин, кандидатура которого дважды не прошла голосование в Государственной Думе, 10 сентября 1998 г. Президент внес на рассмотрение Думы кандидатуру Евгения Примакова. 11 сентября 1998 г. постановлением Государственной Думы РФ № 2961-II ГД от 11.09.1998 (СЗ РФ, 1998, № 38) утвержден в должности председателя Правительства РФ. Назначен Указом Президента РФ № 1087 от от 11.09.1998 (СЗ РФ, 1998, № 37). 12 мая 1999 года Указом Президента РФ отправлен в отставку с поста премьер-министра (Указ Президента РФ № 580 от 12 мая 1999 г.). В начале августа 1999 года СМИ сообщили о назначении Евгения Примакова на должность советника по геополитике оренбургского губернатораВладимира Елагина. 17 августа 1999 года Евгений Примаков официально заявил о своем согласии возглавить предвыборный блок "Отечество – Вся Россия". Вместе сЮрием ЛужковымиВладимиром Яковлевымон возглавил федеральный список ОВР. 17 декабря 1999 года накануне парламентских выборов Евгений Примаков впервые официально подтвердил свое намерение баллотироваться на пост президента России в 2000 году. 19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной Думы ФС РФ третьего созыва по федеральному списку избирательного блока "Отечество - Вся Россия".18 января 2000 года на первом заседании Государственной Думы выдвинут фракцией "Отечество - Вся Россия" кандидатом на пост председателя Думы. Отвел свою кандидатуру. 4 февраля 2000 г. Евгений Примаков, выступая по телевидению, заявил о своем отказе от участия в президентских выборах. В сентябре 2001 года оставил пост руководителя фракции ОВР в Государственной Думе. В декабре 2001 года избран президентом Торгово-промышленной палаты РФ.

    Иванов Игорь Сергеевич

    Секретарь Совета Безопасности РФ

    Игорь Иванов родился 23 сентября 1945 года в Москве. В 1969 году окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (с 1990 года - Московский государственный лингвистический университет). Владеет испанским и английским языками. 1969 - 1973 гг. - младший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР. В 1973 году - второй секретарь Первого Европейского отдела МИД СССР. 1973 - 1977 гг. - старший инженер Торгового представительства СССР в Мадриде. 1977 - 1983 гг. - первый секретарь, советник, советник-посланник посольства СССР в Испании. 1983 - 1984 гг. - эксперт 1-го класса Европейского отдела МИД СССР. 1984 - 1985 гг. - советник группы при министре иностранных дел СССР. 1985 - 1986 гг. - помощник министра иностранных дел СССР. 1986 - 1989 гг. - заместитель, первый заместитель начальника - заведующий отделом Общего секретариата МИД СССР. 1989 - 1991 гг. - начальник Общего секретариата МИД СССР, член Коллегии МИД СССР. 1991 - 1994 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Испании, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Испании. С января 1994 года - первый заместитель министра иностранных дел РФ, с января 1995 года - статс-секретарь - первый заместитель министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 года указом президента назначен Министром иностранных дел РФ. 2 октября 1998 года указом президента включен в состав постоянных членов Совета Безопасности. 12 мая 1999 года отправлен в отставку в составе кабинета Примакова. Вошел в новое правительство в прежнем качестве - министра иностранных дел. Сохранил этот пост в последующих правительствах (Сергея Степашина и Владимира Путина). 18 мая 2000 года назначен министром иностранных дел РФ в правительстве Михаила Касьянова. 24 февраля 2004 года указом Президента РФ отправлен в отставку в составе Правительства Михаила Касьянова. 9 марта 2004 года указом Президента РФ назначен на пост Секретаря Совета Безопасности РФ.

    Козырев Андрей Владимирович

    Дата рождения

    Место рождения

    г.Брюссель (Бельгия).

    Гражданство

    Гражданин Российской Федерации.

    Образование

      Школа:

      Высшая школа: В 1974 году окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР по специальности "Международные отношения".

      Иностранные языки: Свободно владеет английским, испанским, португальским языками.

    МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. В преддверии отставки правительства особое внимание политологов сосредоточилось на фигуре министра иностранных дел Сергея Лаврова. Эксперты единодушны в том, что в нынешней международной обстановке, а также с профессиональной точки зрения замена Лаврова нецелесообразна, а единственным поводом для ухода может быть лишь его собственное желание.

    О возможных преемниках специалисты рассуждать не берутся, однако, по мнению некоторых, МИД может возглавить человек с опытом постпреда в ООН либо дипломат, занимающийся отношениями с США. Не исключена и "неожиданная" кандидатура, полагает один из опрошенных РИА Новости политологов.

    Инаугурация президента России, после которой правительство уйдет в отставку, состоится 7 мая. В ближайшее время ожидается назначение премьера и формирование нового кабинета министров. Лавров возглавляет внешнеполитическое ведомство уже 14 лет.

    Слухи об усталости

    Как отмечают эксперты, "вбросы" о том, что 68-летний министр "устал" и "просится в отставку", уже давно появляются в информационном поле. Бывший дипломат, пожелавший остаться неназванным, не исключил, что Лавров действительно мог устать от напряженного графика работы. "Вполне может быть, потому что это лошадиный труд. Я уже не говорю о том, что он сам сидит до одиннадцати каждый день, сам переделывает бумаги, сам пишет. Потом перелеты — часовые пояса, по десять часов туда-сюда", — сказал собеседник агентства.

    "Хиллари Клинтон, например, когда была госсекретарем, на глазах постарела. Для женщины это невыносимый труд. А он хоть и по своей природе спортсмен, но даже ему очень тяжело", — добавил экс-дипломат.

    Впрочем, еще в марте официальный представитель МИД Мария Захарова называла публикации о возможной отставке министра "фейком". Предположения, что "Лавров уже несколько лет говорил о желании покинуть свой пост, объясняя это усталостью", однако "по просьбе Путина доработал до президентских выборов", по словам Захаровой, похожи "на какую-то подброшенную дезу".

    Сам Лавров, выступая 1 сентября в МГИМО, заявил, что ему "очень комфортно и приятно работать с президентом Путиным". Тогда министр подчеркнул, что видит "целый ряд задач, которые необходимо решить на внешнеполитическом фронте". Лавров назвал самым главным в своей жизни то, что МИД активно этим занимается.

    Замена не нужна

    "Обычно министров иностранных дел меняют, когда меняют внешнюю политику. Но никаких признаков, что эта внешняя политика изменится после инаугурации, я не вижу", — сказал РИА Новости руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН Алексей Арбатов.

    Главу МИД теоретически могли бы сменить, если бы был новый президент или парламент, полагает он.

    Глава Центра политического анализа Павел Данилин подчеркнул, что Лавров пользуется неизменным уважением президента, а замена возможна только в случае, если министр сам захочет покинуть этот пост. "Это персона, которая дольше всего занимает пост министра иностранных дел в новой России, и продемонстрировал он достаточно высокую эффективность на своем посту", — отметил эксперт.

    У Лаврова есть все основания рассчитывать на то, что в новом составе правительства он по-прежнему будет занимать эту должность, убежден заведующий кафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков.

    "Во всяком случае, он себя показал во многих ситуациях вполне эффективным министром, знаковым министром. На всех основных направлениях внешней политики он совершенно адекватно представляет нашу страну, отстаивая национальные интересы жестко и профессионально. Поэтому мне кажется, что сама идея замены министра на этом посту в принципе не очень понятна была бы", — отметил политолог.

    "Я считаю, что с профессиональной точки зрения Сергей Викторович — крупный, талантливый дипломат, министр иностранных дел нашей страны, которым мы можем гордиться. Эквивалента ему на сегодняшний день среди министров иностранных дел других стран я не вижу", — заявил РИА Новости бывший заместитель генерального секретаря ООН, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Сергей Орджоникидзе.

    По его мнению, "необходимости менять в нынешней ситуации министра иностранных дел нет". "Если Сергей Викторович сам захочет уйти разве что", — добавил он.

    Возможные преемники

    Говоря о том, кто теоретически мог бы возглавить МИД, Орджоникидзе напомнил, что Лавров был постпредом при Организации Объединенных Наций. "А ООН занимается всеми основными вопросами, которые существуют в мире. Любой постпред при ООН более широко знает главные международные проблемы, нежели, допустим, заместитель министра, который занимается двусторонними вопросами. Замминистра хорошо знает свое направление, и все — за исключением, пожалуй, направления США, потому что у нас со Штатами отношения, которые охватывают весь спектр международных проблем", — сказал Орджоникидзе.

    Как отметил Данилин, на пост министра иностранных дел обычно претендуют известные персоны, чаще всего это кадровые дипломаты. "Обычно это люди, которые связаны так или иначе с представительством интересов России в США. Там Лавров был представителем России при ООН. Это достаточно часто люди, которые занимают позиции, связанные с Америкой", — пояснил он.

    Между тем Арбатов предположил, что преемником Лаврова мог бы быть "какой-то человек, о котором мы не думаем". "Не в стиле Владимира Путина принимать ожидаемое, прогнозируемое решение. Поэтому, думаю, это будет какой-то неожиданный человек", — отметил политолог.

    На вопрос о том, не может ли стать новым министром иностранных дел пресс-секретарь президента Дмитрий Песков или замглавы МИД Сергей Рябков, курирующий в том числе отношения с США, он ответил: "Не знаю. У них тоже есть шансы занять этот пост. Но судя по тому, какие кадровые решения принимал Путин в прошлом — а я не думаю, что он изменился очень сильно за последнее время как политик и как человек, — скорее, нужно предположить, что он будет верен своему способу принятия таких решений и назначит кого-то, о ком мы сейчас даже не можем подумать".

    Эксперт полагает, что теоретически это может быть человек не из структуры МИД, "хотя президент верит в бюрократическую систему, в государственную машину". "В этом смысле министром обороны назначается человек из военной или околовоенной среды, министром иностранных дел, соответственно, — человек из внешнеполитической или околовнешнеполитической среды. Но предсказать это невозможно", — заключил Арбатов.

    Кто бы ни пришел на место Лаврова, внешняя политика России не изменится, добавил он.

    Новая должность для Лаврова

    Некоторые политологи не исключают, что, если Лавров оставит пост главы МИД, ему могут предложить другие должности. Например, по мнению Данилина, Лавров может "получить кресло представителя в Совете Безопасности".

    Поляков считает, что Лаврову могут предложить должности "на каком-то аналогичном или более высоком уровне — например, в ранге вице-премьера правительства".

    Недавно, при обсуждении политики, моя хорошая знакомая набросилась на меня как разъярённая пантера "Что? Ты и Лаврова в нерусские записал?? Он русский - у него фамилия на "ов" оканчивается!".

    Но дело в том, что, начиная с момента появления 25 декабря 1991 года государства под названием Российская Федерация, и до настоящего времени у нас не было ни одного русского министра иностранных дел .

    Первым министром иностранных дел Российской Федерации с 1990 по 1996 годы был Андрей Владимирович Козырев . Сведений о его родителях в википедии нет, но зато упомянуто, что с 2001 года он является одним из членов президиума Российского еврейского конгресса. А на сайте jewage.org он числится в списке знаменитых евреев.

    Андрей Владимирович Козырев, первый министр иностранных дел РФ (фото отсюда).
    Не будем спорить с еврейскими сайтами и организациями. Уж они наверняка знают, кто свой, а кто - нет.

    Среди простых граждан почему-то популярно мнение, что если еврей, то обязательно умный. Но вот что пишет о Козыреве сайт compromat.ru

    С этой задачей как раз и не справился горе-министр Андрей Козырев, превратившийся еще при жизни в "ходячий анекдот" и поражавший своим холуйством, дилетантизмом и интеллектуальным убожеством. После пяти лет деятельности "дорогого Андрея" на мидовском поприще его хозяина потихоньку переставали воспринимать всерьез и оказывать должные "знаки внимания" на международном уровне. ()


    Судьба Козырева после отставки довольно типична для неруси. Выдоив матушку Россию и заработав себе капитал и приличную пенсию, они перебираются за рубеж.

    В настоящее время проживает с семьёй в Майами, США, критикует политическую систему в России и деятельность президента Путина ()


    9 января 1996 года Козырева сменил Евгений Максимович Примаков, занимавший пост министра иностранных дел по 11 сентября 1998-го года.

    Евгений Максимович Примаков, второй министр иностранных дел РФ (фото отсюда).

    "Я вырос в Тбилиси, очень люблю этот город, эту страну. Мне очень тяжело, что я не могу позволить себе сесть в самолет, полететь туда на день и вернуться. И, увы, не смогу, пока я министр. Когда уйду с этого поста, обязательно буду делать такие вылазки." Е. М. Примаков ()


    До настоящего времени достоверной информации о национальности матери Примакова нигде не было. Различные источники писали, что она жила в Тбилиси, где работала акушером-гинекологом. Любой разумный человек понимает, что врач вообще, а тем более такая денежная профессия как гинеколог - это место повышенной концентрации евреев, но доказательством такой аргумент конечно же считать нельзя. Однако буквально месяц назад, 25 января 2016 года, в продажу вышла книга Примакова "Встречи на перекрестках".

    "С моей бабушкой по материнской линии – еврейкой – связана романтическая история. Обладая своенравным характером, она вопреки воле моего прадеда – владельца мельницы – вышла замуж за простого работника, к тому же русского, отсюда и фамилия Примаковых." Примаков Е. М., Встречи на перекрестках, ISBN: 978-5-227-05787-7 ()


    Итак, бабушка по материнской линии еврейка, что делает мать Примакова полу-жидовкой (если конечно верить Примакову, что бабка вышла замуж за русского).

    Теперь к отцу. Примаков пишет, что у него была фамилия Немченко и что "их пути с матерью разошлись". Однако сайт compromat.ru даёт другую версию.

    Женя Примаков был привезен в город Тбилиси в ноябре 1929 года. То есть через несколько дней после рождения. Тогда Тбилиси еще назывался Тифлисом.

    Что заставило мать новорожденного - Анну Яковлевну - спешно покинуть Киев и переехать с младенцем с Тифлис? Кто был отцом Жени и почему он не оказался рядом с сыном? Чью фамилию получил мальчик - материнскую или отцовскую?

    Родословная Примакова - тайна за семью печатями. Из обнародованной автобиографии Евгения Максимовича можно узнать лишь то, что отец его умер, когда ему было три месяца, и что он воспитывался матерью-одиночкой, работавшей врачом в поликлинике прядильно-трикотажного комбината.
    ...
    Настоящим отцом Жени Примакова был не умерший в 1929 году человек, а здравствовавший до восьмидесятых литературовед Ираклий Андроников. Он не признал сына, но на произвол судьбы его не бросил, помог Жениной матери обосноваться в Тифлисе, где ей сразу после переезда из Киева дали две комнаты в бывшем доме царского генерала. На этом участие Ираклия Луарсабовича в судьбе сына не закончилось. ()

    Биография настоящего (по версии compromat.ru) папы, Ираклия Луарсабовича Андронникова, отслеживается легко.

    [Ираклий Луарсабович Андроников] родился 28 сентября 1908 года в Петербурге, где в то время учился в университете на юридическом факультете его отец - будущий успешный столичный адвокат Луарсаб Николаевич Андроникашвили, который происходил из знаменитого в Грузии дворянского рода. В 1917 году Временным правительством отец юного Ираклия даже был назначен секретарём уголовного департамента Сената. [...] Мама Ираклия Андроникова, Екатерина Яковлевна Гуревич, происходила из известной еврейской семьи ()


    То есть отец Примакова - наполовину жид, наполовину грузин. Хочу обратить внимание читателя на то, как нерусь любит менять свои нерусские фамилии, добавляя типично русское окончание "ов". Но при этом часто оставляют свои национальные имена. Был Андроникашвили, но поменял фамилию на Андроников и сразу стал для обывателя русским. А вот грузинское имя Ираклий осталось. Да и имя папы, Луарсаба, в документах поменять уже сложнее. Этот грузин мог официально стать хоть Иваном Петровым, но тем не менее Иваном Луарсабовичем Петровым, что человеку с развитым национальным чутьём сразу подскажет "осторожно, ребёнок Луарсаба русским быть не может!".

    Вообще в деле определения национальности поиск и анализ фактов иногда не нужен - достаточно просто посмотреть на фотографии субъекта. На фото ниже мы видим типично нерусскую семью.


    Семья неруси. (слева) Евгений Максимович Примаков с женой Лаурой Васильевной Харадзе и детьми. (справа) Е. М. Примаков с сыном Сашей. (фото отсюда).

    Если судить по фотографиям молодого Евгения Максимовича, начинаешь сомневаться, что в родословной этого человека вообще был хоть один русский. Не зря в Институте востоковедения, где он учился, у него была кличка "китаец" .

    11 сентября 1998 года Примакова на посту министра иностранных дел России сменил Игорь Сергеевич Иванов.


    Игорь Сергеевич Иванов, третий министр иностранных дел РФ (фото отсюда).
    Русскую фамилию он получил от папы, информацию по которому найти в интернете не удалось (а как мы уже знаем, фамилия может быть обманчивой). Зато происхождение мамы хорошо известно.

    Мать - Елена (Элико) Сагирашвили - служащая ГАИ, уроженка грузинского села Ахмета, расположенного в Панкисском ущелье. ()

    Мать Игоря Иванова – Елена Давыдовна Сагирашвили, родом из города Тианети, что на севере от Тбилиси. ()


    В общем-то то, что господин Иванов - нерусский, хорошо видно по его фотографии, без всяких биографий.

    Выше мы написали, что Иванов сменил Примакова. На самом деле все годы, пока Примаков был министром, Иванов был его первым заместителем. Став премьер-министром, Примаков порекомендовал Иванова на должность главы МИД. Для тех, кто не понял - один нерусский с грузинскими корнями отдал должность другому нерусскому с грузинскими корнями.


    Сергей Викторович Лавров, четвёртый министр иностранных дел РФ (фото отсюда).
    Тут тебе и русское имя, и русское отчество и "русская" фамилия на "ов". Когда я смотрю на это лицо, для меня без всяких доказательств очевидно, что передо мной как минимум полу-хач. Но для тех, кому нужны факты...

    На встрече со студентами в Российско-армянском славянском университете один из студентов спросил Сергея Лаврова, помогают ли ему в работе его армянские корни. На что г-н Лавров, отец которого тбилисский армянин, ответил: "Корни у меня вообще-то грузинские -- мой отец из Тбилиси, а вот кровь действительно армянская" ()

    Информацию по матушке Лаврова я пока не нашёл. Видимо надо подождать, когда он как Примаков начнёт писать мемуары.

    Не буду утомлять читателя дискуссией, как получилось, что в русском государстве пост министра иностранных дел уже как минимум 15 лет занимают разнообразные жиды, армяне и грузины (о министрах советского периода мы поговорим отдельно). Просто помните, что если вы - русский, то вам и вашим детям придётся очень нелегко в борьбе за место под солнцем. Нерусь, оккупировавшая места в престижных вузах и высокие должностные позиции, просто так их не отдаст, а значит любому русскому придётся быть в несколько раз лучше, чтобы победить в конкурентной борьбе.

    Поделиться