Какой смысл поговорки "На обиженных воду возят"? Что означает выражение «на обиженных воду возят»? Что означает фраза на обиженных воду возят

«На обиженных воду возят» – распространенное выражение в нашей повседневной речи. Мы понимаем его смысл скорее интуитивно, а историю происхождения и вовсе знают только единицы.

«На обиженных воду возят» – всем известное выражение. И смысл его вроде бы понятен: погружаться в обиду – только себе вредить. А вот откуда это выражение пошло? И почему возят именно воду, а не дрова, например? Ответ на этот вопрос найдем в эпоху правления Петра I.

В петровские времена воду развозили водовозы. Это была очень хорошая должность для городского жителя: престижная и хорошо оплачиваемая. Абы кого на такую должность не брали.
Каждому водовозу предоставлялась лошадь, повозка и инвентарь. На повозке было несколько бочек разного цвета. По цвету бочки и воду заливали в нее из разных источников: питьевую, для домашних нужд и т.д.

И все бы хорошо: и деньги хорошие казна платит, и должность-то замечательная, на зависть другим. Но все равно находились и такие, которые умудрялись и здесь выгадывать. Не хотелось ехать к дальним, более чистым источникам – набирали воду с ближнего, загрязненного. Находились и те, кто еще приторговывать водой стали (что называется, из-под полы), особенно в периоды засухи.

Когда весть об этом дошла до Петра I, государь рассвирепел. И велел тут же издать закон о наказании беззаконников. А наказание было такое: лошадь из повозки выпрягали, вместо нее впрягали водовоза, и он целый день должен был возить воду по городу сам. Плату за этот день мошеннику не выдавали. Если все это выполнялось, должность нечестивцам сохраняли и лошадь возвращали. А если нет – прощайся с завидной должностью.

Надо ли говорить, что мало кто отказывался? Обижались на такое унизительное наказание горделивые водовозы, но воду возили!

Отсюда и пошло выражение «На обиженных воду возят».

Оглавление [Показать]

На обиженных воду возят смысл поговорки

В разделе Лингвистика на вопрос «На обиженных воду возят…» Почему??? Я о происхождении поговорки) заданный автором Невропатолог лучший ответ это Какая-то недобрая поговорка.. .
Всегда меня смущала.
Почитала и я о происхождении выражения. Прослеживают изменение фразы и смысла со временем: прежде говорили » на сердитых», а если к истокам слова обратиться, то получается — «на усердных». Так-то логичнее будет…:)))
А, вот, пользуются этим выражением сейчас, да и придумали ее нынешний вариант, наверное, люди, которых чужие обиды не заставят сострадать и сочувствовать, чья совесть не отзовется угрызениями, чтоб лишний раз подложить ей, спящей, мягкую подушку… Манипуляторы, одним словом, под себя поговорку переиначили.. .
Да, обижаться, действительно, не стоит… Очень часто причины для обид т- в нас самих.. .
Но поговорку такую не применяю…
Источник: Добрый вечер.
Белка
Мудрец
(11561)
Про ненаполняемую бочку не слышала… :((
Да, это очень образно и верно.
Только кто употребляет поговорку в таком контексте.
Обычно вкладывают совсем другой смысл. Обидно. :))

22 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: «На обиженных воду возят…» Почему??? Я о происхождении поговорки)

Ответ от Елена Иванова

а вот еще вариант: Строптивые, злые лошади именно чаще всего попадали разбитыми клячами в водовозки. После этого для них оставалась только живодёрня.
Если учесть, что поговорка сформировалась от » на сердитых воду возят, а на добрых сами катаются», объяснение с «лошадьми» кажется правдоподобным..)

Ответ от Добрососедство
Из истории:
До середины XIX века в Петербурге не было централизованного водопровода. Вода для нужд населения доставлялась в бочках крестьянскими мужиками – водовозами. Почти все городские водовозы (около 1000 человек) были родом из Тверской губернии. Воду возили в телегах на лошадях. А если водовоз пеший, то на санях или двухколесных повозках.
По цвету бочки можно было определить чистоту воды и то, где она была набрана. В белых бочках возили воду из Невы, в желтых и зеленых – из Фонтанки и каналов. Вода в Неве была в то время чистой и ее использовали для питья. Вода же из каналов шла на хозяйственные нужды. Воду набирали самостоятельно или покупали. Наполняли емкости в деревянных или кирпичных будках при помощи ручных помп.
10 октября 1858 года Александр II подписал устав «Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов». С этого момента началось строительство городского водопровода, а водовозы со временем оказались не у дел и остались в истории.
Интересно:
Происхождение поговорки – «На обиженных воду возят» связано с петербургскими водовозами. Цена привозной воды в XIX веке составляла около 7 копеек серебром в год. Однако, встречались жадные торговцы, которые завышали цену с целью нажиться. За это незаконное деяние у торговца отнимали лошадь и заставляли возить бочки в тележке на себе.

Ответ от ИринаЛ
Сердитый с горшками не ездит и Гневливый с горшками не ездит.Смысл пословиц вполне прозрачен: сердитый (или гневливый) человек отличается порывистостью движений, и, безусловно, привезти горшки, не перебив их, ему не удастся.
В «Толковом словаре» В. И. Даля находим пословицу На сердитых воду возят на упрямой лошади. Добавление на упрямой лошади усиливает акцент на безуспешности доставки воды с помощью такого транспортного средства. Обычно возить воду в хозяйствах выпадало покладистым, неноровистым, выносливым лошадям, старившимся на тяжелой работе. Нередко водовозная кляча умирала прямо в оглоблях. (!!!-))(с)

Ответ от Забросать
Потому и возят, что тем самым помогают обиженному высвечивать и демонстрировать миру-вооот оно как, помогают тому, чтобы обида не ушла ненароком, потому что она внутри свила гнездо, опутала мозг, застит свет, иссушает душу. И ей ну очень нужна ещё и эта «вода», этот внешний воз… чтобы тащить его во имя этого внутреннего Чудища.
Происхождение… тут написали уже, нет настроения и возможности тоже-рыться и искать, не суть ведь. Как вариант-потому и стали так говорить, что обиженный «страдает», а страда=труд и труд невероятный порой… вынослив стало быть, отчего бы и не… повозить на нём.
Ещё вариант — вода как синоним чего-то, что нужно тащить, а тащить самому не хочется. обиженным же легко манипулировать, если лить «воду» псевдопонимания его обиды, это как _Заставь дурака Богу молиться, он и…. А тут ведь уже есть «бог»=обида….

Ответ от ИлиЯ
Кстати, логично. Хоть и возить уже ничего не надо:) Но *вода (пустое) — вокруг обиженного — *ставит на *свое законное место всех и до сих пор *работает=))

Ответ от Mir Galai
Они будут сердится, и обязательно опрокинут на себя воду: -))Опрокинут и чуток охладятся: -)).

Ответ от Марина Бунаенко
А вот уже был похожий вопрос:

Ответ от Ёнежная грусть
Есть мнение что обиженные это огнеборцы которых часто называют не пожарными, а пожарниками и поэтому они обижаются (безосновательно конечно) , и как известно возят воду.

Ответ от Александра Галич
А я думала что это что то из менеджмента)) Что обиженным человеком легче манипулировать так как он выведен из равновесия. Или же воду дают таскать тем кому нужно успокоить от обиды.

Вот два наиболее подходящих куска из текстов про историю и смысл этой поговорки, которые я нашла по поисковику:

Ожегов в своем словаре объясняет: «Воду возить на ком-нибудь — это значит пользоваться чьей-то безотказностью в делах, поручениях». Вероятно, пословица про сердитых возникла в связи с тем, что тяжелая работа была наказанием за обидчивость и гордыню человека. Возможно также, что человеком, поглощенным своей обидой или униженным ею, легко манипулировать.

И вышло оно, кмк, вот отсюда:

Пётр I издал указ — на тех, кто публично выражал свою злость или сердитость, вешали коромысло с наполненными водой вёдрами и заставляли бегать вокруг водоема. Ведры качались, вода лилась на «сердитого», и он мигом успокаивался..

По народному поверью, заложные покойники, в частности «удавленники и утопленники, поступают во власть чертей». Черти же прежде всего употребляют заложных вместо лошадей, ездят на них, очевидно, пользуясь способностью их быстро бегать. Из Орловской губ. мы имеем несколько народных рассказов о том, как на удавленниках ездят черти, причем в одном случае черт едет со скоростью 500 верст в ночь.

Во Владимирской губ. верят, что опойцы служат вместо лошадей чертям в их беспрестанных поездках по белу свету.

В Шацком у. Тамбовской губ. на том месте, где когда-то хоронили опойцев и удавленников, теперь видят какие-то горящие свечи. Там же видят «лукавых духов», со свистом ездящих ночью на опойцах и удавленниках как на своих рабах.

На вопрос о том, для чего именно черти ездят на заложных, отвечает следующее сообщение из Тамбовской губ.: на умерших, которые умерли, опившись вина, удавившись или еще иначе, только «не своею смертью», «в самую полночь нечистые катаются по селу», а иногда и «воду возят». В саратовской легенде мужик пошел сватом к чертям и «сосватал за сына опившуюся девку, что возит у чертей воду с прочими опойцами». Старик пьяница шел из кабака пьяный, упал в воду и утонул: «черти тотчас подхватили его, сделали своею лошадью, да и возят теперь на нем дрова и воду».

Здесь мы и находим объяснение ходячей, но давно уже ставшей совершенно непонятною пословицы: «На сердитых (обиженных) воду возят». Пословицу эту мы понимаем так: сердитые часто оканчивают свою жизнь самоубийством или вообще преждевременною и скоропостижною смертью, после коей становятся водовозными лошадями у чертей.

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Давайте поговорим сегодня об обиде. Наши отношения с людьми строятся на чуткости и взаимопонимании. Иногда неосторожное слово вызывает бурю эмоций, мы готовы всерьез рассориться с обидчиком. Как не реагировать на обидные слова и не зацикливаться на них? Для начала давайте вспомним народную мудрость. «На обиженных воду возят», − смысл поговорки сам по себе предвещает нелегкий удел обидевшегося человека. Но обо всем по порядку.

Существует несколько вариантов происхождения и трактовки поговорки. Рассмотрим некоторые из них.

Наказание водовозов

Вот одно из предположений, откуда выражение попало в речевой оборот. Его датируют периодом правления Петра I. Тогда особым образом наказывали недобросовестных водовозов. Обычно воду из Невы развозили наглые мужики. Они не прочь были добавить в бочку воды из стоячих источников, находящихся в пределах города. Этим они экономили время на поездку и за день могли обеспечить водой большее количество домов и дворов. Император приказывал недобросовестных водовозов запрягать вместо лошадей, и в течение дня они возили бочки с водой. Обидели? Конечно! Кому же понравится вместо кобылы целый день воду развозить? Таким образом, история времен Великого Петра вошла в известную поговорку.

Реальный факт

В петровские времена был еще один обычай. Император, как известно, был остер на язык, не терпел скуку и всегда был готов к любому веселью. Его шутки радовали далеко не всех, а многих открыто обижали. Когда Петр замечал обиженного человека, то он заставлял его бежать с коромыслом и ведрами к ближайшему водоему. Там он должен был черпать воду, нести ее обратно и окатывать себя с ног до головы на потеху императора и его свиты. А вот не майся дурью и не дуй губы!

Как научиться не таить обиду

Сначала вспомним старый анекдот. Мужчина хвастается перед друзьями: «Сама придумала, сама обиделась, сама накричала, сама поплакала, сама простила. Вот такая у меня жена самостоятельная!» Но, если посмотреть на проблему серьезно, то окажется, что многие наши обиды носят поверхностный характер. А усугубляем их мы сами. Иногда близкие люди сами провоцируют друг друга на колкости в свой адрес. Чтобы избежать ссор и ненужного выяснения отношений, психологи предлагают прислушаться к их советам.

Не давить на собеседника

Не стоит навязывать свое мнение окружающим. В мире практически нет людей, которые бы полностью соответствовали идеальным критериям. Одни не оправдывают ожиданий, другие ведут себя не по правилам, третьи допускают абсолютно неприемлемые вещи. Все идет вразрез с собственным восприятием поведения и общения. Это обижает, но только до той поры, пока не начинаешь осознавать, что каждый имеет право на свою позицию. Сложно, конечно, перестать пилить золовку за неприготовленный ужин или племянника за драные штаны. Но, если попробовать, то сразу станет заметно, как меняется обстановка в лучшую сторону, а взаимные обиды исчезают.

Развернуть эмоцию на 180 градусов

Самый универсальный совет при ситуации не только с близкими людьми, но и на работе. Когда обида вот-вот захлестнет вас темной и липкой волной гнева и разочарования, нужно вспомнить что-нибудь хорошее, связанное с обидчиком. Не всегда же было все так плохо. Были и радостные моменты. Этим можно быстро привести эмоциональный фон в порядок, а обида будет восприниматься, как недоразумение.

Понять чужую позицию

В данном случае нужно разворачивать не свои эмоции, а всю ситуацию в целом. Понять мотивы другого человека, причины, почему он поступает так, а не иначе. У обидчика, может быть, сегодня просто плохое настроение или он плохо себя чувствует. Поэтому просто не может улыбаться и рассыпаться в любезностях. Нужно найти в себе силы увидеть корень проблемы. А потом уже решать, кто виноват, и стоит ли обижаться.

Подумать о собственном здоровье

Кому нужны эти стрессовые ситуации? Никому. Во-первых, жизнь не вечная. Во-вторых, здоровье тоже одно. Не стоит растрачивать их на мелкие обиды и переживания по поводу и без него. Лучший способ – это обратить внимание на долгожителей, почитать с ними интервью, посмотреть, как они живут. Даю 100-процентную гарантию, что все эти люди спокойны, доброжелательны и не зациклены на чужом мнении. Не стоит издеваться над собой под тяжестью обиды. На обиженных воду возят, вот и смысл этой поговорки — тяжело им жить!

Отпустить ситуацию

Сложнее всего не реагировать на ситуацию. Совет такой – не поддаваться на провокации. Есть люди, которые пытаются обидеть специально, потому что получают от этого моральное удовольствие. С ними трудно справиться, особенно, если это близкие люди. Боязнь нанести обиду со своей стороны еще больше усугубляет конфликт. Но в любом случае нельзя это принимать близко к сердцу. Лучше отойти в сторону и промолчать, чем довести ситуацию до высшей точки накала страстей. Такое поведение считается привилегией умных людей.

Осознать последствия

Нужно просто подумать о том, к чему приведет обида. Затем решить, стоит ли она нервов , слез, бессонных ночей. Часто причиной обид становятся мелочи. Их нужно переосмыслить и расставить другие жизненные приоритеты по местам. Тогда и обижаться будет не на что.

Уметь прощать

Ох, как это сложно! Но, если искренне любить человека, то можно и простить. Психологи говорят, что обид становится больше там, где ничего не знают о прощении. Совсем необязательно говорить человеку о том, что его простили. Ему, может, и не надо об этом знать. Но могу сказать с уверенностью, что с плеч спадет огромный груз, как только примется подобное решение.

Как реагировать на оскорбления

Ну а если это не просто случайно вылетевшее обидное слово, когда человек и сам не рад, что его сказал? Если вас действительно оскорбили, да еще и прилюдно? Совет один – не стоит опускаться до уровня такого человека. Кто обычно позволяет себе оскорблять окружающих? Это недалекие, стервозные люди. Это энергетические агрессоры, которые готовы любым способом возвыситься в собственных глазах. Не надо их подкармливать! Пусть уничтожают себя сами. Возьмите себя в руки, постарайтесь успокоиться. Главное правило – никогда не оправдывайтесь перед ними, не продолжайте скандал. Будьте в себе всегда уверены.

В заключение предлагаю вам посмотреть видео: притчу про обиду.

На сегодня это все, о чем я хотела рассказать. Я желаю вам бережно относиться к своим близким и друзьям! Не таить обиду по пустякам, уметь прощать. Подписывайтесь на мой блог, пишите комментарии к статьям. До свидания, до новых встреч!

Обижаться – самое пустое, самое никчемное занятие на свете . Все об этом знают, но, увы, ежедневно, а то и ежечасно находят, на кого или на что обидеться, а потом и рассердиться на весь мир. Это зряшное и недостойное занятие выматывает человека и унижает его достоинство.

Исстари повелось грех обиды сурово наказывать, причем делалось это прилюдно. Так непонятливым провинившимся преподавали суровый урок, а любителям надувать губы по поводу и без оного этим наглядным примером показывали, что с ними будет.

Когда и как обиженные, на которых воду возят, в пословицу попали?

Версия первая : считается, что, скорее всего, это произошло в средние века, и в ту пору никакого отношения к людям это выражение не имело. Этими обиженными были лошади. Нет, речь не о породистых скакунах, а о тех конях, которых принято называть «норовистыми». Строптивая лошадь – лишняя головная боль хозяину: повозку ей не доверишь, верхом тоже опасно на ней ездить. Куда пристроить? Выход один: надеть шоры, впрячь в тележку с огромной бочкой и заставить возить воду.

Тяжело, говорите? Так кто же виноват, кроме самой лошади, нечего характер демонстрировать. От такой жизни лошадь быстро превращалась в заезженную клячу.

Версия вторая - потом выражение «на обиженных воду возят» стало применяться к людям. Сначала не ко всем, а только к тем, кто занимался, как та лошадь, доставкой и продажей воды. И смысл у этого выражения пока еще был прямой. На всех повозках водовозов устанавливали бочки, помечая их разным цветом. Один, предположим синий (белый, голубой, зеленый, желтый) показывал покупателям, что здесь чистая питьевая вода. Другой цвет предупреждал, что здесь налита вода для стирки и полива. То есть такая, какую пить нельзя. Разумеется, и цена у воды из второй бочки была намного ниже, чем из первой. Исследователи утверждают, что во многих губерниях техническую воду привозили бесплатно. Деньги брали только за родниковую воду.

В водовозы иной раз нанимались люди не очень порядочные. Денежки-то хотелось заработать и, чем больше, тем лучше. Кто первым решил брать плату за грязную воду, называя ее родниковой, история не знает. Но вот о наказании нерадивых и алчных водовозов она, история, много интересного рассказать может. Самое распространенное выглядело весьма комично: лошадь выпрягали, водовоз брался за оглобли и сам тащил повозку с двумя бочками по улицам. Конечно, надолго его не хватало, да это и не требовалось. Позор, стыд и людские насмешки – вот чего боялись водовозы. Говорят, что двух-трех случаев обычно бывало достаточно, чтобы наладить бесперебойное снабжение любого города чистой водой.

Версия третья – она напомнит нам о горячем нраве императора Петра Первого. Царь терпеть не мог обижулек разного рода, считал таких людей ненадежными и даже опасными, серьезных дел им никогда не поручал. А лечил от обидчивости весьма оригинально. За публичную демонстрацию обиды и ее сестрицы злобы человек получал коромысло и парочку больших ведер. Ему указывали путь от колодца к бочке и заставляли бегом (!) наполнять эту емкость. В результате дурь из головы мгновенно улетучивалась, а физическая усталость сменяла гнев. А ежели обида и желание отомстить все-таки не исчезали, то царь-батюшка не скупился и на вторую, а то и на третью порожнюю бочку.

Кстати, Петр Первый закрепил это наказание официальным Указом. Так что назвать этот способ прихотью самодержца не получится, и обвинение в самодурстве ему тоже не предъявить.

Полный вариант этого выражения

На обиженных воду возят – это поговорка.

Справка: поговорка чаще всего состоит из словосочетания, а пословица – это всегда законченное предложение, имеющее нравоучительный смысл.

Целиком пословица звучит так: «На обиженных воду возят, а на обидчиках - огонь» . Ну, с обиженными уже все понятно, а вот слово «огонь» требует пояснения. Ясно же, что никто из потерпевших просто так своей обиды не спустит, а будет вынашивать планы мести. До царя ему, конечно, не добраться, а вот остальным на орехи непременно достанется. Это и есть тот самый огонь, который так неожиданно заканчивает эту известную пословицу.

Обижаться вредно?

Большие обиды и маленькие обижульки – это не только зряшное занятие. И к тому же вовсе не безобидно. Почему? Психологи подтвердят, что любая обида разъедает душу и плодит раковые клетки. Так что непрощенные обиды – это верный путь к болезням. Зачем создавать себе массу трудностей? Водичку повозить захотелось? Нет? Тогда предпринимаем следующие действия:

  • - срочно прощаем всех (без исключения!) обидчиков, причем делаем это от всей души и искренне;
  • - огонь мести в душе тушим и на месте пожарища высаживаем (мысленно, конечно) свои любимые цветы. У меня там уже целый розарий образовался. Особенно много темно-бордовых роз. Я их усердно поливаю, рыхлю землю и никогда не срезаю. Розы на кусте несравнимо прекрасней любого роскошного букета.

Главное в этом деле – постоянно помнить, что любая обида – это способ манипулирования. Не хотите быть марионеткой? Не обижайтесь, особенно, если точно знаете «объем своей вины».


Часто мы говорим устоявшиеся фразы, не вникая в их смысл. Почему, например, говорят "гол как сокол"? Кто такой "курилка"? Зачем, наконец, на обиженных воду возят? Мы раскроем скрытый смысл этих выражений.


Гол как сокол
Гол как сокол", говорим мы о крайней нищете. Но это поговорка к птицам не имеет никакого отношения. Хотя орнитологи утверждают, что соколы действительно во время линьки теряют свои перья и становятся почти голыми! "Соколом" в старину на Руси называли таран, орудие из железа или дерева в форме цилиндра. Его подвешивали на цепях и раскачивали, таким образом пробивая стены и ворота крепостей неприятеля. Поверхность этого орудия была ровной и гладкой, попросту говоря, голой. Словом "сокол" в те времена называли инструменты цилиндрической формы: железный лом, пест для растирания зерна в ступе и т.д. Соколов на Руси активно использовали до появления огнестрельного оружия в конце XV века.

Жив курилка
"Жив курилка!" - выражение из старинной русской детской игры "Курилка". Правила были просты: участники садились в круг и передавали друг другу горящую лучину, приговаривая: "Жив, жив курилка! Ножки тоненьки, душа коротенька". Тот, в чьих руках лучина гасла, выходил из круга. Получается что "курилка" - это вовсе не человек, как можно было подумать, а горящая щепка которой в старину освещали избу. Она едва горела и дымила, как тогда говорили "курила". Александр Пушкин не упустил шанса воспользоваться этой языковой двусмысленностью в эпиграмме на критика и журналиста Михаила Каченовского: - Как! жив еще Курилка журналист? - Живёхонек! всё так же сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен, Все тискает в свой непотребный лист И старый вздор, и вздорную новинку. - Фу! надоел Курилка журналист! Как загасить вонючую лучинку? Как уморить курилку моего? Дай мне совет. - Да… плюнуть на него.

Злачное место
Выражение "злачное место" встречается в православной заупокойной молитвы ("...в месте злачнем, в месте покойнем..."). Так в текстах на церковнославянском языке называется рай. Иронически переосмыслило значение этого выражения разночинно-демократической интеллигенция времен Александра Пушкина. Языковая игра заключалась в том, что наш климат не позволяет выращивать виноград, поэтому на Руси хмельные напитки производили главным образом из злаков (пиво, водка). Иными словами злачное значит – пьяное место.

На обиженных воду возят
Существует несколько версий происхождения этой этой поговорки, но самой правдоподобной кажется та, что связана с историей петербургских водовозов. Цена привозной воды в XIX веке составляла около 7 копеек серебром в год, и конечно всегда находились жадные торговцы, которые завышали цену с целью нажиться. За это незаконное деяние у таких горе-предпринимателей отнимали лошадь и заставляли возить бочки в тележке на себе.

Затрапезный вид
Выражение это появилось при Петре I и было связано с фамилией купца Затрапезникова, Ярославская полотняная мануфактура которого выпускала и шелк, и шерсть, ни в чем не уступавшие по качеству изделиям заграничных фабрик. Помимо этого на мануфактуре делали и очень-очень дешёвую пеньковую полосатую ткань – пестрядь, "затрапеза" (шероховатую на ощупь), которая шла на тюфяки, шаровары, сарафаны, женские головные платки, рабочие халаты и рубахи. И если для богатых людей такой халат был домашней одеждой, то у бедняков вещи из затрапезы считались одеждой "на выход". Затрапезный вид говорил о невысоком социальном статусе человека.

Друг ситный
Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило - пшеничным. Для приготовления такого хлеба используется мука куда более тонкого помола, чем в ржаном. Чтобы удалить из нее примеси и сделать кулинарное изделие более “воздушным”, используется не решето, а приспособление с более мелкой ячейкой - сито. Поэтому хлеб и назвали ситным. Он был довольно дорог, считался символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей. Слово «ситный» применительно к другу означает «высшую пробу» дружбы. Разумеется этот оборот иногда используется в ироническом оттенке.

7 пятниц на неделе
В старину пятница была базарным днем, в который было принято исполнять различные торговые обязательства. В пятницу товар получали, а деньги за него договаривались отдавать в следующий базарный день (в пятницу следующей недели). О нарушителях подобных обещаний говорили, что у них семь пятниц на неделе. Но и это не единственное объяснение! Пятница считалась раньше свободным от работы днем, поэтому подобной фразой характеризовали бездельника, у которого каждый день - выходной.

Куда Макар телят не гонял
Одна из версий происхождения этой поговорки такова: Петр I находился в рабочей поездке по рязанской земле и в "неформальной обстановке" общался с народом. Так случилось, что все встретившиеся ему в пути мужики назвались Макарами. Царь сначала очень удивлялся, а потом сказал: "Быть же вам всем отныне Макарами!"Якобы с тех пор, "Макар" стал собирательным образом русского крестьянина и всех крестьян (не только рязанских) стали называть Макарами.

Шарашкина контора
Свое странное название контора получила от диалектного слова "шарань" ("шваль", "голытьба", "жульё"). В старину так называли сомнительное объединение жуликов и обманщиков, а сегодня это просто " несолидная, ненадежная" организация.

Не мытьем, так катаньем
В старину прачки-искусницы знали, что хорошо прокатанное белье будет свежим, даже если стирка произведена совсем не блестяще. Поэтому, погрешив в мытье, они добивались нужного впечатления "не мытьем, так катаньем".

В зюзю пьяный
Это выражение мы находим у Александра Пушкина, в романе в стихах «Евгений Онегин», когда речь идет о соседе Ленского - Зарецком: С коня калмыцкого свалясь, Как зюзя пьяный, и французам Достался в плен... Дело в том, что в Псковской области, где Пушкин долгое время находился в ссылке, «зюзей» называют свинью. Вообще «как зюзя пьяный» аналог просторечного выражения «пьяный, как свинья».

Делить шкуру неубитого медведя
Примечательно, что еще в 30-х годах XX века в России было принято говорить: «Продавать шкуру неубитого медведя». Эта версия выражения кажется более близкой к первоисточнику, и более логичной, ведь от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой. Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 -1695).

Пыльная быль
В XVI веке во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, и в решающий момент схватки бросали его в глаза соперникам. В 1726 году этот прием был запрещен специальным указом. В настоящее время выпажение "пускать пыль в глаза" употребляется в значении "создавать ложное впечатление о своих возможностях".

Обещанного три года ждут
По одной из версий - отсылка к тексту из Библии, к книге пророка Даниила. Там сказано: "Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней", т. е. трех лет и 240 дней. Библейский призыв к терпеливому ожиданию был шутливо переосмыслен в народе, ведь полностью поговорка звучит так: "Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают".

Отставной козы барабанщик
В старину у бродячих трупп главным актером был ученый, дрессированный медведь, за ним шествовала "коза", ряженый с козьей шкурой на голове, и только за "козой" – барабанщик. Его задача состояла в том, чтобы бить в самодельный барабан, зазывая публику. Перебиваться случайными заработками или подачками – довольно неприятно, а тут еще и "коза" не настоящая, отставная.

Квасной патриотизм
Выражение ввел в речевой оборот Петр Вяземский. Под квасным патриотизмом понимается слепая приверженность отжившим и нелепым "традициям" национального быта и безапелляционное неприятие чужого, иностранного, "не нашего".

Скатертью дорожка

В одном из стихотворений Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая "пряма, как стрела, широкою гладью, что скатерть легла". Так на Руси провожали в дальнюю дорогу, и никакого дурного смысла в них не вкладывали. Это первоначальное значение фразеологизма присутствует в Толковом словаре Ожегова. Но там же сказано, что в современном языке выражение имеет смысл обратный: "Выражение безразличия к чьему-нибудь уходу, отъезду, а также пожелание убираться вон, куда угодно". Отличный пример того, как ироничекси переосмысляются в языке устойчивые этикетные формы!

Кричать на всю Ивановскую
В старину площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. Раскусить человека Выражение раскусить человека пришло к нам из тех времен, когда в ходу были монеты из драгоценных металлов. Подлинность их проверяли на зуб: если нет вмятины – монета настоящая.

Тянуть канитель
Что такое канитель и почему ее надо тянуть? Это медная, серебряная или золотая нить, применяемая в золотошвейном деле для вышивки узоров на одежде и коврах. Изготовлялась такая тонкая нить путем вытягивания – многократного проката и вытягивания через все более мелкие отверстия. Вытягивать канитель было очень кропотливым занятием, требующим много времени и терпения. В нашем языке выражение тянуть канитель закрепилось в переносном своем значении – делать что-то долгое, нудное, результат которого не сразу виден.

Танцевать от печки
Танцевать от печки – значит действовать по раз и навсегда утвержденному плану, не применяя никаких своих знаний и смекалки. Это выражение стало известным благодаря русскому писателю XIX века Василию Слепцову и его книге «Хороший человек». Это история Сергея Теребенева, который вернулся в Россию после долгого отсутствия. Возвращение пробудило в нем детские воспоминания, самое яркое из которых – уроки танцев. Вот, он стоит у печки, ноги в третьей позиции. Родители, дворовая челядь находятся рядом и наблюдают за его успехами. Учитель дает команду: «Раз, два, три». Сережа начинает делать первые «па», но вдруг он сбивается с такта, ноги заплетаются. - Эх, какой ты, брат! – с укором говорит отец. – Ну, ступай о пять к печке, начинай сначала».

Поделиться