Культура домонгольской руси презентация. Культура древней руси в домонгольский период. церковь Спаса на Нередице

Культура Руси времен татаромонгольского нашествия

Проблемный вопрос:
Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой?
Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали
воспевать богатырей, удалых князей и их бесстрашные дружины, но все чаще и все
сильнее в них стала звучать тема тревоги за будущее Руси, раздираемой
княжескими усобицами.
Чем же были обусловлены распри между тщеславными и гордыми князьями, так
покорно склонившими головы перед монголами?
Ответив на этот вопрос, мы лучше поймем особенности русской культуры в
рассматриваемый период.

Причины разрозненности русских княжеств:
1)Проблема власти на Руси долгое время разрешалась
на основе патриархальных традиций. Ярослав Мудрый
в конце X - начале XI века установил закон
наследования: после смерти великого киевского князя
его престол наследует не старший сын, а следующий за
самим князем брат. Если братьев не остается, наследует
старший сын старшего брата, затем старший сын
следующего брата и т.д., власть переходила от одного
князя к другому по старшинству, при этом учитывались
не только прямые, но и двоюродные и более дальние
родственники.
Такой порядок наследования власти получил название
“лествичного права”. Сыновья князя, даже будучи в
детском возрасте, получали от него какую-либо область
под свою власть. Князья платили дань великому князю.
Такое “общее” владение Русью - с постоянными
сменами и переездами князей - препятствовало и
окончательному формированию частной собственности.
“Лествичное право” порядок
престолонаследия
к
старшему в роде.

2) Киевский князь распределял владения, судил, разбирал споры, но главные
вопросы решал не единолично, а на общем совете князей.
По поводу этого порядка, которого не знали ни Восток, ни Запад, историк Г. В.
Вернадский заметил, что “...политическая жизнь русской федерации киевского
периода строилась на свободе. Три элемента власти - монархический,
аристократический и демократический - уравновешивали друг друга, и народ
имел голос в правительстве по всей стране”.

3) с умножением числа претендентов на власть и обособлением княжеств
постепенно дробилась Русь.
Политическая связь княжеств и земств (земель, группировавшихся вокруг
значительных городов) с Киевом ослабевает, удельные князья перестают платить
киевскому князю дань, не подчиняются его суду и не участвуют в общих решениях.
Выделившиеся вокруг торговых городов области, такие, как Киевская,
Черниговская и более поздние - Волынская, Владимиро-Суздальская и прочие,
становятся самостоятельными, но и в них отношения между князьями и народом
чреваты очередной смутой.
Таким образом, разрозненность Руси достигла своего предела. Как только в
великокняжеской семье разрушились понятия о старшинстве, каждый князь стал
стремиться к усилению собственной власти и обогащению за счет других
княжеств. Эгоистические устремления князей увеличивали изнутри слабость
русских земель, а остальное довершила решительность, жестокость и
целеустремленность монголов.

Основные тенденции развития
культуры
Три века (XIII-XV) прошли под знаком борьбы
против Золотой Орды. За это время культура
Руси пережила два периода:
1) с 1240 г. и до середины 14 в., который
характеризуется заметным упадком во всех
областях культуры. Это связано с монголотатарским нашествием и одновременной
экспансией немецких, шведских, литовских,
польских и венгерских феодалов.
2) второй период - подъем национального
самосознания и возрождением русской
культуры. В результате иноземного вторжения
центр общественно-политической и культурной
жизни сместился на северо-восток, где
постепенно устанавливалась гегемония Москвы,
вокруг которой объединялись русские земли и
начала
возникать
великорусская
национальность.

Битва на реке Калке
31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в
приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное
военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в
походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович
Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.
Княжеские распри сказались и во
время сражения на Калке. Киевский
князь
Мстислав
Романович,
укрепившись со своим войском на
холме, не принял участия в битве.
Полки русских воинов и половцев,
перейдя Калку, нанесли удар по
передовым отрядам монголо-татар,
которые
отступили.
Русские
и
половецкие
полки
увлеклись
преследованием.
Подошедшие
же
основные
монгольские
силы
взяли
преследовавших русских и половецких
воинов в клещи и уничтожили.

Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады
Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в
случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты
монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились.
Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей
на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы
устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых
сидели и пировали победители.

Подготовка похода на Русь
Возвращаясь в степи, монголы
предприняли
неудачную
попытку
захватить
Волжскую
Болгарию.
Разведка боем показала, что вести
захватнические войны с Русью и ее
соседями
можно
лишь
путем
организации
общемонгольского
похода.
Во главе этого похода стал внук
Чингисхана - Батый (1227-1255),
получивший от своего деда в
наследство все территории на западе,
"куда ступит нога монгольского коня".
Его главным военным советником стал
Субедеи, хорошо знавший театр
будущих военных действий.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об
общемонгольском походе на Запад.
В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые
народы Степи.
Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке
Воронеж, нацелившись на русские земли.
На Руси знали о нависшей грозной опасности, но
княжеские распри помешали объединить сипы для отпора
сильному и коварному врагу.
Отсутствовало единое командование.
Укрепления городов возводились для обороны от соседних
русских княжеств, а не от степных кочевников.
Княжеские конные дружины по вооружению и боевым
качествам не уступали монгольским. Но основную массу
русского войска составляло ополчение - городские и
сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и
боевых навыках.
Отсюда - оборонительная тактика, рассчитанная на
истощение сил противника.

Оборона Рязани
В 1237 г. Рязань первой из русских
земель подверглась удару захватчиков.
Владимирский и черниговский князья
отказали Рязани в помощи.
Батый у стен Рязани (1237г.)
Монголы осадили Рязань и направили
послов,
которые
потребовали
покорности и одну десятую часть "во
всем". Последовал мужественный ответ
рязанцев: "Если нас всех не будет, то все
ваше будет".
На шестой день осады город был взят,
княжеская семья и оставшиеся в живых
жители перебиты.
На старом месте Рязань больше не
возродилась (современная Рязань - это
новый город, находящийся в 60 км от
старой Рязани, раньше он назывался
Переяславль Рязанский).

Оборона Рязани

Завоевание Северо-Восточной Руси
В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую
землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на
границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло
владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной
Руси.
Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы,
руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была
сожжена, а ее жители перебиты.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир.
Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На
четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с
Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск
закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.
После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли
разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до
подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать
военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить
(правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

Битва на реке Сить
Битва на реке Сить 4 марта 1238
года между войсками Великого
князя Владимировского Юрия
Всеволодовича и полчищами
монголо-татар
под
предводительством Бурундая.
В результате поражения русских
войск сопротивление князей
Северо-Восточной Руси было
сломлено.
Монгольские орды двинулись на
северо-запад Руси. Всюду они
встречали упорное сопротивление
русских. Две недели, например,
оборонялся далекий пригород
Новгорода - Торжок.
Северо-Западная
Русь
была
спасена от разгрома, хотя и
платила дань.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском
водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи,
чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер
"облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики "прочесывали" русские
города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены.
Наибольшее сопротивление монголам оказал в период "облавы" Козельск,
державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".
Осада Козельска 1238
г.

Взятие Киева
Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью Черниговское княжество.
Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев.
После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили
Киев.
В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

Поход Батыя на Европу
После
разгрома
Руси
монгольские орды двинулись на
Европу. Были разорены Польша,
Венгрия,
Чехия,
балканские
страны. Монголы вышли к
границам Германской империи,
дошли до Адриатического моря.
Однако в конце 1242 г. их
постиг ряд неудач в Чехии и
Венгрии.
Из далекого Каракорума пришло
известие о смерти великого хана
Угедея - сына Чингисхана.
Это был удобный предлог, чтобы
прекратить трудный поход. Батый
повернул свои войска обратно на
восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от
монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов
нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях
на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили
наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой,
развернувшейся в тылу их войск.
А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое
предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и
остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение
было спасено растерзанной Россией".

Русские земли под властью Золотой Орды
Внук Чингизхана - Батый - основал государство Золотая Орда.
Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым,
Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли
Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии).
Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в
переводе на русский язык обозначает дворец).
Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных
под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Столица Золотой Орды "Сарай-Бату"
Столицей был город Сарай (в переводе – дворец), располагался он недалеко от
нынешнего города Астрахань.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались
военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного
населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос
ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые
десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.
Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале
XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды
приходится на правление хана Узбека (1312-1342).
В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам.
Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период
раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой
Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское
(середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.
Степняки-монголы не собирались жить среди русских лесов. Поэтому
они предпочитали управлять через местную знать, полностью
зависящую от них.

Русские земли не вошли в состав, но они попали в вассальную зависимость
от Орды. В 1242 г в северо-восточные княжества были отправлены послы, с
требованием явиться к Батыю.
Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в
своих землях. Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к.
теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство. Поездки
русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их
смертью.
Ярлы
к

Знаком ханской власти была также пайцза
(на Руси ее именовали басмой) -
верительная грамота хана.
Пайцзы выдавались ордынским чиновникам,
получившим особые полномочия от хана. В
зависимости от полномочий обладателя
пайцзы делались из золота, серебра, меди или
дерева и различались рисунком (лев, дракон и
т.д.). Русские князья зависели от воли хана так
же, как ордынские вельможи. По воле хана
они могли быть и возведены на престол, и
казнены.
Пайцза XIII века.
На ней надпись: «Силою вечного Неба
имя Мункэ-хана да будет свято».

Русские князья перенимали монгольские порядки, в соответствии с которыми воля
хана была законом, а беспрекословное повиновение ему – безусловной
обязанностью подданных. Сами будучи рабами ханов, они не могли терпеть былых
прав за своими подданными. К тому же князей теперь окружали выходцы из
низших слоев населения, привыкшие к повиновению.
Так подчинение Орде резко усилило деспотизм княжеской власти.

Разоренные монголами русские земли были вынуждены
признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не
прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с
захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от
создания на Руси своих административных органов
власти.
Русь сохранила свою государственность. Этому
способствовало и наличие на Руси собственной
администрации и церковной организации. Кроме того,
земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в
отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия,
Причерноморья.
Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков
- руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью
русских князей.
Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай
(зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в
непокорную землю.
Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14
подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее
избавиться от вассальной зависимости от Орды,
стали на путь открытого вооруженного
сопротивления. Однако сил свергнуть власть
захватчиков было еще недостаточно.
Так, например, в 1252 г. были разбиты полки
владимирских и галицко-волынских князей.
Это хорошо понимал Александр Невский, с
1252 по 1263 г. великий князь Владимирский.
Он взял курс на восстановление и подъем
экономики русских земель.
Политику Александра Невского поддержала и
русская церковь, которая видела большую
опасность в католической экспансии, а не в
веротерпимых правителях Золотой Орды.
Сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки
русских князей.

Последствия монгольского завоевания и
золотоордынского ига для Руси
Разные точки зрения
1) Монгольское нашествие не оказало на Русь
никакого воздействия, что ее культура, которая
сложилась до времени нашествия, сохранила свой
национальный облик, европейский по своей
направленности.
Во многом был прав Пушкин, заметивший, что
“татары не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни
Аристотеля”. Монгольское нашествие не принесло с
собой ни просвещения, ни культурных ценностей,
значащих больше, чем те, которые были разрушены.
Этой же точки зрения придерживались историки
Сергей
Соловьев
(1820-1879)
Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий
Ключевский

2) Противоположные взгляды высказывали писатель и автор “Истории государства
Российского” Н. М. Карамзин (1766-1825) и историк Н.И.Костомаров
(1817-1885).
Карамзину принадлежит фраза: “Москва обязана своим величием ханам”,- в
чем тоже есть своя доля истины. Сторонники этой точки зрения отмечали влияние
монголов на юридические и политические стороны российской действительности.
Н. М. Карамзин
Н.И.Костомаров

Монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси.
Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением
Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим
собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще
больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и
автономным правителем.
За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем,
чем его предшественники.
Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов
образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом
власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный,
деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться
в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама
порождает право, находится вне и над правом.
Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).
Титул «царь» был принят с 1547 по 1721 год.
Грамота константинопольского
патриарха об утверждении за
Иваном IV царского титула

Русский народ, уже почти два века живший в условиях непрерывных войн, устал
от шаткости и непредсказуемости своего существования и возжелал надежного
защитника. В картине мира в качестве спасителя возник - имевший к тому
времени уже глубокие христианско-православные и ордынские корни - образ
авторитарного правителя.
Н.С.Трубецкой считает, что Московское государство возникло благодаря
татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких
разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу
государственности. Монголы, по его мнению, дали покоренным русским землям
основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это
привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

Г. В. Вернадский считает, что именно монголы привели к исчезновению
демократических элементов в жизни городов: усилилась власть князя в городской
области, затем Москва смогла расширить свое влияние за счет других, соседних
городов и земель.
Когда же Москва поглотила все удельные княжества, они оказались во власти
московского князя. Бояре, владевшие крупными земельными наделами, потеряли
право переходить к другому князю в случае недовольства своим правителем.
Монголы, обладавшие большим опытом единоличного правления и жестокого
безоговорочного подчинения верховному хану, наглядно продемонстрировали силу
этого устройства. Со своей стороны население чувствовало, что добиться
освобождения можно только объединившись вокруг сильного правителя.
Г. В. Вернадский отмечает, что под влиянием монгольских порядков в
московском княжестве были введены смертная казнь и телесные наказания, а
впоследствии и воинская повинность.

Возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы
назвать «национальной депрессией».
Невозможность открытой борьбы с более сильным противником, тяготы и ужас
подневольного состояния хорошо оправдывалось православной церковью - страдая
на земле, обеспечиваешь в посмертии себе рай.
Предельно жестокие ко всем, кто сопротивлялся им, монголы требовали только
одного - полного, беспрекословного и раболепного поклонения. Однако Великая
монгольская держава вовсе не было религиозной системой, а лишь культурнополитической. Поэтому она и навязывала покоренным народам только законы
гражданско-политические («Чингисова яса»), а не религиозные.

Для Орды была характерна широкая веротерпимость, более того -
покровительство всем религиям. Требуя покорности и дани, полагая вполне
естественным жить за счет побежденных народов, монголы не собирались
покушаться ни на их веру, ни на их культуру. Они не только разрешали всем
иноверцам свободное отправление религиозных обрядов, но и относились с
определенным уважением ко всем религиям вообще.
Вот почему православная церковь в России сохранила полную свободу
деятельности и получила полную поддержку от ханской власти, что и было
подтверждено особыми ярлыками (жалованными грамотами) ханов.

В благоприятном положении оказались и монастыри - они были ограждены от поборов и
разорений. Их число начало возрастать, но особенно бурный рост начался с середины XIV
века, когда на Руси возникло сильное стремление к монастырской жизни. Отшельники бежали
в дикие места, к ним присоединялись другие и так возникала обитель. Осваивались и
заселялись все новые и новые земли вплоть до Северного моря.

Последствия монголо-татарского ига
1. Монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны
традиционные связи с Византией и Западной Европой.
2. Русь во многом отстала от стран Западной Европы: здесь еще не сложился
внутренний рынок, не было цехового объединения ремесленников, как на Западе.
Феодальная раздробленность не способствовала созданию союзов феодалов, тем
более образованию собственных политических институтов, таких, как парламент,
который мог влиять на политику государства.
3. Было уничтожено и угнано в плен большое количество населения
4. Разрушены города.
5. Пострадало от нашествия русское зодчество. Из-за отсутствия средств и
мастеров-строителей на полвека полностью прекратилось каменное строительство.
И даже возобновленное в конце XIII века, оно утратило многие прежние приемы
строительной техники. Так, например, в XIV-XV веках московские мастера вновь
вернулись к кладке стен из тесаного камня, хотя уже в первой половине XIII века
владимиро-суздальские зодчие умели строить из камня и кирпича, плотного
известняка и известкового туфа. Полностью исчезло самобытное искусство
белокаменной резьбы, украшавшей строения ХП-ХШ веков.

6. В ходе многочисленных набегов погибло огромное множество памятников
письменности.
7. Пришло в упадок летописание. По словам Д. С. Лихачева, оно «сужается,
бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических
идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские
летописи в XI и XII веках».
8. Образованность и грамотность сохранял только тонкий слой православного
духовенства, пощаженного «удивительной сметливостью татар» (А. Пушкин). Оно
одно «в течение двух мрачных столетий питало бледные искры византийской
образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную
летопись». «Монголы, - писал Пушкин, - не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».
9. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда
освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные
благодатные почвы получили название "Дикое поле".
10. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание
мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое
развитие.
11. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

Слайд 2: Словарь по теме: Культура домонгольской Руси

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей Летопись – запись событий по годам Крестово-купольный храм - архитектурный стиль христианского храма, сформировавшийся в Византии. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбам. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом Хождение - жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

Слайд 3

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве - фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания. Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, Бабе-яге, Змее Горыныче, т. п. Фольклер Ночь на Ивана Купалу К. В. Лебедев

Слайд 4

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральные фигуры которого князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы. Фольклер Богатыри Васнецов В. М. Гусляры Васнецов В. М. Витязь на распутье Васнецов В. М.


Слайд 5: Письменность и литература

Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь. Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

Слайд 6: Новгородские берестяные грамоты

Берестяная грамота мальчика Онфима

Слайд 7: Жанры Древне-Русской литературы

Слайд 8: Летопись «Повесть временных лет»

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - « Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора который иногда выставил события в выгодным ему свете. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя. Нестор Летописец М. М. Антокольский

Слайд 9: Слово «Слово о законе и благодати»

После крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После войны с Византией Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских. Первым митрополитом русской православной церкви был митрополит Иларион. «Слово о законе и благодати митрополита Илариона, написанное во второй трети XI в., посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних {написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

10

Слайд 10: Житие «Житие Бориса и Глеба»

Нестор был одним из первых создателей житий - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба. «Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. В основе этого произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

11

Слайд 11: Поучение «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение Владимира Мономаха» -литературный памятник XII века. Это произведение называют первой светской проповедью. «Поучение детям» Владимира Мономаха содержало требования соблюдения христианской морали: Соблюдать законы государственные и семейные, Жить правильно, помогать нищим и обездоленным, Чтить старших, Честно выполнять военный долг. Кроме того, Владимир Мономах в поучении описывал события, свидетелем которых был сам.

12

Слайд 12: «Слово о полку Игореве»

В основу «Слово о полку Игореве» положены события неудачного похода новгородского князя Игоря Святославовича весной 1185 на половцев. Автор в произведении задает вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения? Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц». Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри. Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.

13

Слайд 13: "Хождение игумена Даниила"

Жанр описания путешествий на Христианский Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Главная цель таких путешествий - поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. X. - "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, написанное в начале 12 в.

14

Слайд 14: Кр естово-купольный тип храмов

Как отличить и не перепутать Если перед вами «классическая церковь» - скорее всего, она крестово-купольная. Главная примета - большой купол на высоком барабане (башенке). Вопросы об этом типе задают по отношению к церквям до XVII века, хотя крестово-купольные строились и позднее. Например. Исаакиевский собор и Храм Христа Спасителя. История типа Крестово-купольный тип пришел из Византии и стал основным для православного храма. В его основании лежит «крест», над центром которого возвышается купол. Поэтому он и называется «крестово - купольным». Кроме центрального купола над центром храма, у крестово-купольных церквей бывает еще несколько глав. Успенский собор. Москва Успенкий собор. Владимир Церковь Покрова на Нсрли. Боголюбова Архангельский собор. Москва Успенский собор во Владимир*. 1158 г. Церковь Бориса и Птебе в Кидекие, 1152 г. Церковь Спаса на Нередиче. 1198 г. Дмитериееский собор. 1194 г Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. Архангельский собор. 1508 г. Церковь Федора Стратипатз на Ру^ко. 1361 г. Благовещенский собор в Москве. 1489 г. Софийский собор о Киеве. 1037 г. Георгиевский собор Юрьева Монастыре, 1119г. Церковь покрова Покрова на Нсрли. 1165 г. Георгиевский собор в Юрьеве-польском. 1234 г. Успенский собор в Москве. 1479 г. воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.

15

Слайд 15: Десятинная церковь в Киеве 989 г

Сразу же после Крещения Руси, в 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство храма он отдал десятую часть княжеских доходов - отсюда и его название. Это было мощное сооружение из тонкого кирпича с вкраплениями природного камня, богато украшенное резным мрамором В 1240 г. Орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь, последний оплот киевлян

16

Слайд 16: Софийский собор в Киеве

В честь победы над печенегами в 1036 Ярослав Мудрый построил великолепный Софийский собор в столице Руси - Киеве. Этот храм сочетал в себе славянские и византийские традиции Внутреннее убранство отличалось изысканностью и богатством: стены покрыты фресками, центральный купол переливался разноцветной мозаикой. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого

17

Слайд 17: Софийский собор в Великом Новгороде

СОФИЙСКИЙ СОБОР (Собор Святой Софии) Город: Великий Новгород Строительство: 1045 - 1050 гг. Правитель: Ярослав Мудрый Авторы и строители: греческие и новгородские мастера Дополнительно: на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван IV жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидев оттуда страшное побоище, голубь окаменел от

18

Слайд 18: Церковь святого Георгия в Ладоге

Как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 гг. после того, как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов. Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси. Главная драгоценность храма -настенные фрески, выполненные в середине XII в.

19

Слайд 19: Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода

В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

20

Слайд 20: Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Построенный в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в 1185-1189 годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного. В то время Успенский собор во Владимире, по образцу которого был позднее построен Успенский собор Московского Кремля, считался на Руси эталоном в архитектуре.

С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками. Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе (Киев) фресками были покрыты практически все стены. В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская, созданная в начале Х II в. Изобразительное искусство XII-XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественными, зато изображаемые фигуры - более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески - роспись в церкви Спаса па Передние.

23

Последний слайд презентации: Культура до монгольской Руси: Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия

Назовите основные направления культуры до монгольской Руси Назовите основные произведения литературы древней Руси В чем заключалось основное значение произведение «Слово о полку Игоревым» Назовите не менее 5 главных архитектурных сооружений домонгольской Руси Как называлась самая популярная икона на Руси

Культура Руси домонгольского периода

Фуртай А.Л.


  • Религия восточных славян.
  • Культура: а)литература;

б) архитектура;

в) ремесло.

  • Костюмы.

Религия восточных славян

Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог

  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.

(славянский бог огня и Луны)


Перун (бог грозы)

Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славят в дни победы и ему приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.

Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома.

В Весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна.

Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога.

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой.

Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьет», «разящий».

Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Перун (бог грозы)


Сварог (бог семейного очага)

Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и, потому его связывают с огнем.

Сварог - хозяин и хранитель священного огня и его творец. Сварог очень способствовал развитию знаний. Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину.

Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост .

Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом».

(бог семейного очага)


Стрибог (бог ветра)

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.

Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».

Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.

Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

Стрибог (бог ветра)


Культура

К моменту принятия христианства на Руси уже существовала своя самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Образование Древнерусского государства было связано с процессом складывания единой древнерусской народности и единого русского литературного языка .

Русская культура домонгольского периода в целом стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала.


Литература

В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному в устном народном творчестве русского народа, как и у народов Западной Европы, создается былинный эпос . Его сюжеты наиболее прочно сохранились в народной памяти и были записаны учеными много веков спустя. К IX - X вв. относится появление сюжетов былин "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - период правления Владимира Святославича . Сам "Владимир Красное Солнышко" стал обобщенным образом правителя Руси, а его княжение - "эпическим временем" русских былин. Главные герои былин - Илья Муромец и Добрыня Никитич (его прообразом был дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, наставник и советник князя)

Илья Муромец


ЛИТЕРАТУРА

житие славян

летописи

берестяные грамоты

граффити (надписи на стенах)


Кирилл и Мефодий – создатели славянского алфавита

Не позднее конца IX - начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица . Созданные во второй половине IX в. Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально имевшие распространение в западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь.

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ, братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка.

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

Кирилл и Мефодий


Берестяные грамоты

Появление на Руси литературы на славянском языке, с одной стороны, и оживление и усложнение общественной жизни в условиях развития феодальных отношений и становления государственной структуры - с другой, способствовали широкому распространению грамотности . Ярким свидетельством этому являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Авторами берестяных писем были люди из самых разных слоев древнерусского общества.

Наиболее ранние грамоты датируются XI веком. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах, но основная масса находок - из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности берестяных грамот.

Берестяная грамота

Летописание

Важнейшим жанром светской древнерусской литературы являлось летописание . Предметом спора исследователей остается время его возникновения (от конца X до второй половины XI вв.). Вероятнее всего, первому летописному своду предшествовали какие-то летописные записи. А первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в., который вошел в состав Новгородской первой летописи.

В начале XII века в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы "Повесть временных лет" (около 1113 г.). Автором ее первоначальной редакции принято считать монаха Нестора . Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы ("Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть"), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как часть истории всемирной. (В то время всемирной считалась история библейская и римско-византийская). При написании "Повести" использованы многочисленные отечественные и переводные исторические и литературные произведения - Начальный свод, "Хроника" Григория Амартола и Симеона Логофета, библейские сказания, устные легенды и др.

монах Нестор


Русский эпос XI-XIII вв.

Во второй половине XII века помимо Киева и Новгорода летописание развивается в центрах большинства образовавшихся феодальных княжеств: Чернигове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Переяславле и др., при этом сохраняя свой общерусский характер. Русский эпос XI - начала XII вв. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половецкими набегами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они названы татарами), слился с образом Владимира Святославича. Были не только героические былины, но и такие, в которых описана мирная жизнь.

К середине XII - началу XIII вв. относится появление новгородских былин о Садко. Их ещё называют новеллы. Известны две былины о Садко – гусляре. В летописях есть упоминание о богатом купце Сотко Сытиниче, который славился своей щедростью. В Новгороде есть церковь Бориса и Глеба, которая, по преданию, построена на деньги богатого купца. Сотко и стал прототипом Садко – гусляра.


"Слово о полку Игореве"

В конце XII в. было создано самое поэтичное из произведений древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве" , ставшее вершиной литературного творчества на Руси этого периода. Основа его сюжета - описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича , совершенного в 1185 г. Главной идеей "Слова" стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не является сторонником государственного объединения: его призыв направлен к согласию в действиях, против междоусобиц и княжеских распрей. Неизвестный автор "Слова" принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств и обладал глубоким знанием русской действительности.

Изображение эпизода

из "Слово о полку Игореве"


Архитектура

В X - XII вв. развивается строительство из камня, в основном храмовое, и церковная живопись . До наших дней сохранились (правда, не в своем первозданном виде) выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде , Спасский собор в Чернигове.

Собор св. Софии в Киеве

собор св. Софии в Новгороде


На рубеже XI и XII вв. начинается подъем монументального искусства Владимиро-Суздальской земли, а в период княжения Андрея Богалюбского и Всеволода Большое Гнездо оно переживает пышный расцвет. Возводится множество храмов, княжеских дворов и замков. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры второй половины XII века относятся Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Церковь Покрова на Нерли.

Дмитриевский собор во Владимире


Новый архитектурный стиль, отличающийся простотой сооружений и скромностью внутреннего убранства храмов, формируется в Новгороде в течение XII в. (Церковь Спаса на Нередице , 1198 г.). В архитектуре конца XII - начала XIII вв. преобладает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Памятники древнерусской живописи почти не сохранились, но из письменных источников известно о богатых росписях храмов и теремов, а по отдельным уцелевшим фрагментам можно судить о высоком мастерстве художников.

Церковь Спаса на Нередице


Виды ремесел

гончарное

стекольное

деревообработка

изготовление

одежды, обуви,

обработка кожи,

меха, прядение

льна, шерсти


Виды ремесел

Ювелирное дело


Сельское ремесло домонгольского периода характеризуется наличием разных форм ремесленного производства: вотчинного (феодально-владельческого), слободского типа (или типа русского "рядка" XV-XVI вв.), кустарного и домашнего. Для первых двух типична специализация производства и ориентация его на рынок. Происходит стандартизация ряда типов изделий, которые по технологии и качеству мало уступали продукции городского ремесла; формируются узкоспециализированные мастерские (оружейников, замочников и др.), возможно, с использованием организационных элементов ученичества, в рамках слободского и, возможно, вотчинного ремесла.

В Х в. основным материалом для строительства стационарного дома были сосна и камыш. Археологически зафиксирован тип наземного дома без подпола с открытыми очагами, обложенными известняковыми камнями. Жилища состояли из двух половин, одна из которых была жилой (Измерское селище). Вероятно, существовали и дома с подполом, в нем находились цилиндрические ямы - кладовки. Можно предполагать наличие полуземлянок, пол которых был заглублен в землю, а стенки обложены деревянными досками.

Около дома располагались хозяйственные постройки. Это были цилиндрические ямы с прокаленным дном и стенками, иногда с песчаной подсыпкой на дне. Сверху они, скорее всего, имели деревянное перекрытие или крышку. Служили они для хранения зерновых продуктов. Имелись и специальные погреба для хранения скоропортящихся продуктов. Они были с деревянным перекрытием и нередко со специальными ступеньками для удобства у дна. Расположение построек и характер булгарской усадьбы пока еще остается неясным. Скорее всего, хозяйственные постройки не составляли с жилыми единой системы, хотя ямы-хранилища были упорядоченно сконцентрированы у края усадьбы в один ряд в шахматном порядке.


Реконструкция наземных жилищ славян X-XIII вв.

Реконструкция

славянского жилища по В.В. Седову

Славянское жилище X-XIII вв.


Интерьер

В юрте мебели практически не было. Сидели на коврах, войлоке или шкурах, разостланных на полу. Для еды могли использоваться маленькие деревянные столики. В стационарном жилище интерьер дома был достаточно прост. Лавки, полочки на стенах, вероятно, сундуки и небольшие ларцы составляли домашнюю обстановку. Могли использоваться и небольшие столики для еды на одну персону.

Более состоятельные сельчане могли позволить себе использовать в хозяйстве металлическую посуду, в частности, котлы, подвешивавшиеся на металлических цепях к потолочной балке или на специальных распорках у очага.

Стены занавешивались тканью. Из ткани были сделаны и занавеси, отделявшие "мужскую" часть от "женской". У состоятельных и знатных господ ткань была шелковой - китайской или византийской. Определенные отличия, скорее всего, были в размерах и оформлении жилой юрты и той, что предназначалась для приемов.


Материал, из которого изготавливалась одежда в VIII - XIII вв., был следующим: шерстяные и шелковые ткани, а также материя из растительных волокон. Не исключено, что в какой-то мере использовалась и кожа. Хотя археологически следы ее в этом плане не зафиксированы. Это, кстати, отличает средневековый костюм от более ранних кочевнических костюмов, в изготовлении которых применялась в основном кожа и тонкий войлок. Одежда шилась из домотканой материи - грубого сукна или полотняной ткани; часть ее изготавливалась из более толстого льняного волокна. Вероятно, использовалась и более тонкая шерстяная ткань. Состоятельные люди могли себе позволить шить одежду из шелка. Широко использовалась меховая одежда. Скорее всего, наиболее распространенным был мех лисицы, белки, зайца, бобра. Для изготовления обуви применялась кожа. Выделывались кожи домашних животных - коров, лошадей, коз, овец. Использовалась кожа диких животных - лося и оленя. Для большинства небогатых людей наиболее доступной была обувь из лыка.


Женские костюмы

Верхней одеждой была запона - накладная одежда типа нарамника из полотна, не сшитая по бокам. Запона также была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу. Нагрудник - более короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее также носили поверх рубахи.

В женском костюме феодальной знати, кроме рубашки, были византийские формы одежды: туники, далматики, драпирующиеся плащи. Верхней женской одеждой были свиты с более широкими, чем в мужских, рукавами, из которых виднелись украшенные зарукавья сорочки. Головные уборы играли в женском костюме большую роль. Девушки носили распущенные длинные волосы или косу, заплетенную плоско, низко на затылке.

женские костюмы

женский костюм

феодальной знати


Мужские костюмы

Начиная с XI в. шапки были неотъемлемой частью русского мужского костюма и у знати, и у бедноты. Крестьяне носили круглые колпаки из войлока, грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди состоятельные - из тонкого сукна или бархата, знать - бархатные или парчовые с украшениями из серебра, золота, драгоценных камней и с меховым околышем. Парадной княжеской одеждой были и туники из дорогих византийских паволок с длинными рукавами и боковыми разрезами внизу. Верхней одеждой является новгородская шуба - распашное прямое изделие из яркой шелковой или бархатной ткани с отложным воротником и длинными вшивными рукавами. Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен были рубахи и порты. Крестьянскую рубаху шили из холста, пестряди с подкладкой на груди и спине, которую пришивали красными нитками. Русские воины поверх одежды надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, а на голову - шолом с бармицей.

парадная мужская

княжеская одежда

одежда русских воинов


Русская культура домонгольского периода по всем своим компонентам стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и активно с ней взаимодействовала.

Памятники, сохранившиеся до настоящего времени, позволяют сделать вывод о высоком уровне развития культуры Руси и поставить ее в один ряд с наиболее развитыми государствами того времени. Свидетельством тому является высокий уровень грамотности среди русского населения, широкое распространение переводной литературы и создание оригинальных памятников русской литературы; развитие всех видов искусства.

Синтетический характер русской культуры X начала XIII вв.; базировавшейся на языческой культуре восточных славян и христианской традиции Византии, создал условия для дальнейшего развития самобытной национальной культуры


  • Древнерусская архитектура / Раппопорт П.А. – С.-Петербург, 2004.
  • Искусство Древней Руси / Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. – М.: Издательство Эксмо, 2003.
  • Культура Древней Руси: домонгольский период / Колпакова Г.С., 2007.

Руси домонгольского времени, культуру ХШ -XV вв. - времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти ХУШ в., середины - второй половины XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.



Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византии. Традиции Византии - одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира - оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.


Во второй половине Х II - начале Х III в. русская культура стала испытала определенное влияние западноевропейской романской традиции. Монголо - татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.



Особенности развития русской культуры IX-XVII вв. Это время господства средневековой культуры. Для нее, во - первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.


Во - вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ - земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам


В - третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. " рацио " разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.


В - четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили. Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально - экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.


К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. монголы осаждали Москву, ее жители снесли книги в Кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список " Слова о полку Игореве ". Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по " идейным " соображениям.


1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image 1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image html

«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси. Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская

«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—

рассказывали посланцы князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.

«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин

Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.

Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.

Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.

Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.

Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.

«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!

Десятинная церковь

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.

Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.

Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».

У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.

В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.

София Киевская

В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.

Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.

Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.

Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер - строительный материал. Первоначально - плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.

Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.

«Где София, тут и Новгород»

Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.

Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»

София Полоцкая

В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.

Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.

Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи - им был «мастер Петр».

Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.

В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Приглашаю заглянуть на мой . Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси . Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.

Удачи!

Поделиться