Экспедирование или транспорт – какой договор выбрать? Обязанность

Экспедирование или транспорт – какой договор выбрать? Обязанность

Перевозка и транспортная экспедиция: различия, ответственность, оформление

Договор перевозки и доставка – в чем разница? В каком случае лучше организовать транспортировку? Зачем вообще нужна переадресация?

Недавно поговорив с директором компании, предоставляющей услуги по доставке (кстати, им предъявили иск на значительную сумму в связи с потерей груза), и изучив их первичные документы, я понял, что хотя компания называется судоходной, но по факту оказываем услуги по доставке в чистом виде. Директор не смог ответить, зачем они так работают и оформляют документы, потому что не понимал разницы между доставкой и транспортировкой. Однако следует понимать, что это позволяет избежать проблем как с налоговой проверкой, так и с мерами ответственности за утрату или повреждение груза.

Перевозка или экспедиция?

Переходим к условиям Гражданского кодекса, я не хочу говорить простым языком: перевозчик – прямой подрядчик, он перевозит товар, экспедитор – это агент, который организует перевозку, другими словами – посредник между заказчик и перевозчик. Но! Экспедитор может перевезти груз сам или нанять третье лицо, и тогда он будет считаться перевозчиком. Как можно быть уверенным, что экспедитор не будет признан перевозчиком контролирующими органами или судом?

Недавно в сфере транспорта и экспедирования опубликованы два пояснительных документа Верховного суда – Обзор и Пленум. В них нет ничего революционного, но многие спорные моменты хорошо объяснены. Я хотел бы их кратко резюмировать.

Перевозчик несет ответственность за груз в любом случае – в очень редких случаях он освобождается от ответственности. Также перевозчик не несет ответственности за утерю товара из-за плохой упаковки отправителем. Экспедитор несет ответственность за перевозимые товары только в том случае, если он выступает фактическим перевозчиком и оформляет товаросопроводительные документы. Подробнее об этом я расскажу ниже. Отправитель имеет право взыскать стоимость утраченного (поврежденного) груза с перевозчика и экспедитора совместно (статья 323 Гражданского кодекса). Поэтому у собственника груза гораздо больше шансов потребовать компенсацию, потому что перевозчиком может быть частный предприниматель или обычное лицо без имущества (так обычно и работает). Отправитель или экспедитор должен предоставить перевозчику все необходимые разрешения на груз, при этом перевозчик не обязан проверять их комплектность и правильность.

Также на пленуме есть разъяснения по поводу перевозки пассажиров, потери багажа и т. Д. – Все желающие могут ознакомиться с ними.

Так что лучше – договор перевозки или договор экспедирования? Прежде всего, разница между двумя контрактами – это уровень ответственности. Перевозчик несет ответственность за груз в любом случае, то есть предполагается его вина. Бывают исключения, но они редки и требуют подтверждения. В случае с экспедитором дело обстоит сложнее.

В «Обзоре транспортной практики» суд указал, что экспедитор несет ответственность за потерю груза, если он является фактическим перевозчиком. Что это значит? Вот как это понимает суд:

Экспедитор не предлагал заказчику выбор перевозчиков для согласования, но указал конкретное лицо, которое будет доставить товар, стоимость услуг доставки равна рыночной стоимости транспорта, а на сайте транспортной компании указано, что компания гарантирует доставка товара.

Как видите, суд по действиям экспедитора пришел к выводу, что он взял на себя обязательства перевозчика. Поэтому недостаточно называться «экспедитором» и составлять договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг, вам все равно придется следовать этому в своей деятельности. Как?

Исходя из приведенного выше предложения – перед каждой отправкой согласовывать перевозчиков в письменной форме, а не отправлять только заказчику (ставить перед фактом), стоимость услуг экспедитора может не равняться стоимости перевозки (доставка дороже. ), либо услуги экспедитора должны быть разделены в платежных документах отдельно по строке, проверьте информацию на сайте на соответствие экспедитору (есть ли гарантии сохранности груза?).

Экспедитор несет ответственность за груз, если:

    он осуществлял ее поставки на собственном или арендованном транспорте; выдал коносамент.

Если экспедитор является организатором перевозки, он найдет перевозчика, согласится с клиентом, оплатит его услуги – он не будет отвечать за транспортировку. Но что, если экспедитор на самом деле является перевозчиком?

Экспедитор перевозит груз своим транспортом – это не экспедитор, а настоящий перевозчик, уйти от ответственности нет возможности. Кстати, что бы ни было указано в качестве стороны сделки (экспедитор, перевозчик, подрядчик) – суд оценит договор и определит, какие отношения и договоренности были достигнуты между сторонами, то есть действовать в соответствии с дословной формулировкой договора и действиями сторон. Подготовка документов – в транспортной накладной перевозчик указывается как экспедитор, грузоотправитель – как поставщик. Преимущества – покупатель товара не рискует не посчитать расходы перевозчика необоснованными (по возврату НДС).

Читайте также:  Как проверить, металлолом автомобиль или нет, не списан, как проверить машину по номеру госрегистрации?

Экспедитор нанимает транспорт для перевозки – В этом случае ответственность возникает, когда экспедитор принимает на себя обязательства перевозчика. Регистрация – перевозчик в коносаменте – это тот, кто будет перевозить товар. Покупатель (или лицо, по адресу которого должен быть доставлен товар) уведомляется о прямом перевозчике. Лица, назначенные перевозчиком, вместе с условиями перевозки передаются на согласование грузоотправителю. Стоимость его услуг должна быть указана отдельно в счете-фактуре (если он сам оплачивает транспорт) или других документах, предоставляемых отправителю для возмещения затрат экспедитора. В идеале отправитель (клиент) должен платить напрямую конечному перевозчику. Для подтверждения посредничества экспедитора требуется служебная декларация.

К акту прилагается отчет экспедитора, в котором он перечисляет выполненные для клиента работы. Вместе с отчетом клиент получает копии: договора перевозки, акта оказания транспортной услуги, квитанций об оплате, заказов, подтверждающих расходы экспедитора. Кстати, закон не требует, чтобы экспедитор составлял и подписывал декларацию об оказании услуг, но его присутствие упрощает расчеты между сторонами и доказывает целесообразность услуги. Кроме того, в акте могут отдельно фиксироваться все расходы экспедитора, заработная плата и прочая информация.

Я знаю, что на самом деле это практически невозможно, и никто не хочет раскрывать заказчику условия сделки с перевозчиком. Поэтому вы должны строить свою работу по максимуму – заключить экспедиторский договор без указания, что экспедитор обязуется доставить груз. Не выдавать доверенность экспедитору (его водителю) на прием груза. Предложите заказчику в письменной форме несколько перевозчиков. Разделение в бухгалтерских документах услуг экспедитора и стоимости услуг перевозчика (без предоставления оригиналов товаросопроводительной документации для подтверждения затрат). Если экспедитор не желает нести ответственность за сохранность груза, он не должен принимать его к перевозке и оформлять соответствующие товаросопроводительные документы.

Однако, если экспедитор доставит товар, выдает товаросопроводительные документы и т. Д., Его ответственность может быть ограничена, и он будет нести ответственность только в той степени, в которой ответственность несет перевозчик. Как известно, Законом об экспедировании грузов предусмотрена повышенная ответственность экспедитора – в размере полного возмещения ущерба, штрафов в размере 3% (если получатель – физическое лицо), упущенной выгоды, размера экспедитора. вознаграждение.

Однако, если экспедитор докажет, что груз был поврежден или утерян по вине перевозчика, он несет ответственность в соответствии с правилами ответственности, установленными для перевозчика. Что тоже хорошо, потому что перевозчик выплачивает компенсацию только за реальный ущерб – стоимость груза или сумму, на которую его стоимость уменьшилась.

Кстати, если заказчик не объявил стоимость груза и она не указана в товаросопроводительных документах или в счете-фактуре, это не повод не возмещать ущерб. Об этом заявил Верховный суд в приведенном выше обзоре. Эта стоимость может быть определена на основе рыночных цен на аналогичные товары или иным образом в связи с конкретной ситуацией.

Разумеется, сам заказчик при отправке товара должен внимательно относиться к оформлению документов, декларированию его стоимости, подробному описанию внешних характеристик, упаковки, комплектующих. Следует уточнить, кому выдавать доверенность на отгрузку, дать указания, кто имеет право забрать груз. Нередки случаи мошенничества, когда товар забирает человек, не связанный с получателем – человек уходит, говорит, что я подрядчик, поэтому разгружайте груз за нас.

Водитель передает товар, подписывает документы и уезжает. Тогда выясняется, что получатель не знает этого «подрядчика» и требует его товар. Поэтому нужно требовать доверенность, сверять ее данные с паспортом получателя. Причем доверенность должна быть оригинальной – скан письма в суде экспедитору не поможет (как доказательство добросовестности).

Также в суде не помогут показания, подтверждающие доставку груза – у меня был аналогичный спор, в котором я представлял интересы отправителя. Перевозчик не смог доказать, что груз был доставлен из-за полного отсутствия оригиналов документов, подписанных получателем груза. Он вызвал в суд трех свидетелей и приложил косвенные доказательства, подтверждающие доставку. Однако суд согласился с нашей позицией. Как и в другом случае – где я действовал на стороне поставщика.

Покупатель запросил дополнительный товар, но в документах была ошибка в единице товара – на первый взгляд, это не было большой проблемой. Однако мне удалось повернуть ситуацию ровно на 180 градусов – суд отклонил иск покупателя, а наши встречные иски удовлетворены. Именно поэтому так важно проверять основные товаросопроводительные документы (и не только), особенно характеристики товара.

Экспедитор не обязан страховать груз, если иное прямо не указано в договоре экспедирования. Если он его застрахует, стоимость страховки может быть возмещена или не возмещена клиентом. В случае возмещения, стоимость страхования груза будет подтверждена и предоставлена ​​заказчику вместе со справкой об оказанных услугах (отчет экспедитора).

Читайте также:  Как зарегистрировать и снять мотоцикл с учета в ГИБДД?

Страхование ответственности экспедитора или перевозчика является его правом, но не обязанностью; по закону клиенту не возмещаются расходы на страхование.

Подводя итог – что лучше – доставка или транспорт? Я вижу это так – если экспедитор действительно перевозит груз (самостоятельно или через наемный транспорт) – лучше заключать прямые договоры перевозки, потому что ответственность перевозчика ограничена законом.

А с документацией все проще и прозрачнее, как с налогами (особенно с точки зрения возврата НДС покупателем).

Если подрядчик предоставляет комплексные услуги по доставке груза – его страхование, сопровождение, охрана и так далее – конечно, нужен договор экспедирования или договор смешанной перевозки. Но, конечно же, должен быть отчет экспедитора, перечень оказываемых услуг и предложение перевозчиков, которые выбирает заказчик. Если экспедитор просто организует перевозку без доставки груза, дело проще – оформляется обычный договор экспедирования, в котором нет необходимости указывать доставку или транспортировку груза. Четко и четко определенные обязанности экспедитора – этого достаточно.

Новый взгляд Верховного суда на ответственность – если экспедитор не отказался от заказа, переложить вину на перевозчика невозможно.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

    Транспортно-экспедиторский договор: Правовая основа Связь между договором экспедирования и договором перевозки Различия между договором экспедирования и договором перевозки Ответственность экспедитора и перевозчика Документы, которые необходимо приложить к договору экспедирования и перевозки Договор фрахта отличается от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор экспедирования (далее – договор ИП) предусматривает возмездное выполнение или оказание одной из договаривающихся сторон – экспедитором определенных действий (услуг), сопровождающих транспортировку товаров, другой стороне, которая обязана оплатить эти услуги. . Для получения дополнительной информации об этом контракте см. «Образец договора экспедирования грузов».

Такие услуги могут включать:

    Определение схемы перевозки грузов; Заключение договора перевозки грузов; отгрузка и погрузка грузов, временное хранение; оформление таможенных деклараций и др.

Порядок внедрения ТЭ регулируется следующими нормативно-правовыми актами (далее – НПА):

    гл. Глава 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ЦК РФ); Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ (далее – Закон 87-ФЗ); Регламент транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Пожалуйста, обратите внимание! В договоре перевозки есть две стороны: отправитель / пассажир и перевозчик. Последний обязан перевезти имущество (груз) или физическое лицо из пункта А в пункт Б за плату.

Общие положения договора перевозки указаны в главе 40 Гражданского кодекса, а также в конкретных законах в зависимости от вида транспорта. Например, Авиационный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее – CMR РФ), Устав автомобильного и городского наземного транспорта и др.

Подробнее о перевозке грузов можно узнать в статье «Договор перевозки грузов – существенные условия, модель».

Еще больше информации о транспортном экспедировании вы можете найти в справочнике по транзакциям KonsultantPlus. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете получить ее бесплатно в течение 2 дней.

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

Важно: согласно ГК РФ договор перевозки и договор перевозки – это два отдельных договора.

Однако в доктрине права существует точка зрения, что контракт TE является дополнительным контрактом, поскольку экспедиторская деятельность не может осуществляться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора TE могут договориться о том, что экспедитор выполняет функции перевозчика. В данном случае мы имеем дело со смешанным договором: условия договора перевозки будут определяться нормами главы 40 ГК РФ. В этом случае договор будет смешанным: условия договора перевозки будут регулироваться положениями главы 40 Гражданского кодекса, а условия порядка оказания транспортно-экспедиционных услуг будут регулироваться положениями главы 41 ГК РФ и отдельные правовые акты нормативного характера.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Важный! Основное различие между двумя контрактами проистекает из их предмета. Договор перевозки не предусматривает предоставление перевозчиком каких-либо дополнительных услуг, кроме простого перемещения вещей или людей. В контракте TE эти льготы относятся к существенным условиям, без согласования которых контракт может считаться недействительным.

Также есть различия между ТЭ и скорой помощью:

    в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые документы и найти перевозчика для перевозки имущества, в то время как перевозчик обязан выполнить перевозку лично); документы, сопровождающие отгрузку и транспортировку; ответственность экспедитора и перевозчика.

Разница между договором ТЭ и договором перевозки заметна при определении момента заключения договора. Контракт TE является консенсуальным и считается заключенным после его подписания сторонами, в то время как договор перевозки по сути является фактическим контрактом и заключается в момент получения имущества перевозчиком.

Читайте также:  Что такое персональная карта водителя и когда она нужна?

В отличие от договора перевозки, в котором перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору экспедирования может действовать одним из следующих способов:

    на основании доверенности, выданной от имени клиента, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить ему понесенные расходы; от своего имени без доверенности, в этом случае все расходы несет клиент; частично от своего имени (для проведения таких мероприятий, как переговоры), частично от имени клиента на основании доверенности (например, для заключения контракта).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки, включая утрату, изменение количества или ухудшения качества вещей, ограничена и определяется в следующих размерах (статья 796 Гражданского кодекса)

    цена утраченного имущества или багажа (также в случае невозможности его восстановления) сумма, на которую уменьшилась стоимость имущества в случае его повреждения размер объявленной стоимости имущества в случае его утраты.

Ответственность экспедитора больше, чем у перевозчика, и определяется на основании общих положений главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время в случае международных перевозок ответственность экспедитора может носить особый характер, а именно:

    В размере 666,67 расчетных единиц за одно место или иную единицу отправления по смыслу ст. 6 Закона 87-ФЗ, за несоблюдение условий договора, за исключением срока оказания услуг по транспортировке грузов. Этот стандарт не применяется, если нарушение было вызвано умышленным неправомерным поведением или бездействием экспедитора или его грубой халатностью. 2 расчетные единицы за каждый килограмм общего веса утерянного, пропавшего или поврежденного товара.

Важно: выполнение экспедитором обязательств перед третьими лицами не освобождает его от ответственности. Однако в случае, если причиной нарушения договора TE является действие перевозчика, ответственность экспедитора определяется согласно правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 Закона 87-ФЗ).

Вы найдете много полезной информации по этому поводу на КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе KonsultantPlus, вы можете сделать ее доступной бесплатно в течение 2 дней.

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

    заказ на экспедитора с указанием порядка оказания услуг по доставке и информации о перевозимом имуществе (наименование, вес, количество и другие параметры); квитанция экспедитора, подтверждающая получение товара экспедитором; складское свидетельство, которое выдается при приеме на хранение перевозимого имущества.

Образцы этих документов определены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка регистрации…» от 11 февраля 2008 г. № 23.

Для получения подробной информации о том, как подготовить транспортную квитанцию, см. «Заполнение транспортной квитанции».

Дополнительно стороны договора TE могут оформить:

    акт оказанных услуг; Отчет экспедитора.

Отчет экспедитора содержит информацию о порядке оказания транспортно-экспедиционных услуг, полученных денежных средствах и расходах экспедитора, а также о размере гонорара экспедитора. Если экспедитор заключает договор перевозки, к отчету может быть приложен коносамент, копия или оригинал договора с перевозчиком и другие документы.

В зависимости от вида транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

    коносамент; Коносамент коносамент или почтовый коносамент.

Коносамент и коносамент содержат в основном информацию, содержащуюся в товаросопроводительных документах: информацию о перевозимых товарах и способах выполнения перевозчиком своих обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор чартера – это вид договора перевозки. Его основное отличие состоит в том, что перевозчик (фрахтователь) предоставляет клиенту (фрахтователю) для перевозки груза или пассажиров все транспортное средство или его часть – кабину и т. Д. (Ст. 787 ГК РФ).

Необходимые условия для заключения договора перевозки обычно (ст. 120 CMR РФ, ч. 2 ст. 127 Хартии автомобильного транспорта)

    названия сторон; название автомобиля; информация о перевозимом имуществе места погрузки и сдачи имущества размер платы за доставку; Указанное или неопределенное количество пассажиров для перевозки; Транспортный период; правила приема пассажиров к перевозке; другая информация.

Фрахтователь может использовать предоставленный ему транспорт лично или с согласия перевозчика передать свои права другим лицам, что влечет за собой разделение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 ККМ РФ).

Для получения дополнительной информации о контракте на фрахт см. «Контракт на фрахт транспортного средства (шаблон)».

Таким образом, договор экспедирования и договор перевозки являются независимыми договорами, различия которых раскрываются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также в документах, подтверждающих заключение этих договоров.

Оцените статью
Добавить комментарий